В стенах Тульской духовной семинарии в рамках работы региональной научно-практической конференции «Святой равноапостольный великий князь Владимир и цивилизационный выбор России», приуроченной к 1000-летию со дня кончины святого князя Владимира, прошло заседание секции «Князь Владимир в истории Русской Православной Церкви».
Возглавили работу секции председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов и Соколов Владимир Владимирович, первый проректор-проректор по учебно-методической работе Тульского университета (ТИЭИ). В мероприятии приняли участие сотрудники епархиального образовательного отдела, педагоги и студенты Тульской духовной семинарии, Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.
В своем вступительном слове председатель епархиального образовательного отдела передал участникам семинара слова благопожелания и благословения Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского. Отец Геннадий напомнил, что «15 октября на открытии конференции участники ее подчеркнули, что перед Россией стоит приоритетная задача сохранения единого культурного пространства и традиции. Сегодняшняя тема строится вокруг истории Русской Православной Церкви и значения личности святого равноапостольного князя Владимира».
Первый доклад сотрудника отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии диакона Алексия Иванова был посвящен теме «Святой равноапостольный князь Владимир – основоположник русского христолюбивого воинства». Диакон Алексий рассказал, что сама концепция «христолюбивого воинства» была сформулирована византийским императором Львом Мудрым на рубеже IX-X веков в «Тактике» и воспринята Русью благодаря подвигу святого киевского князя: «Равноапостольный князь Владимир как Креститель Руси заложил основания богословского и нравственного понимания воинского служения, он был знаком с традициями византийских войск, воины его дружины участвовали военных операциях на стороне императора Византии, поэтому вместе с принятием христианства органично была воспринята от Византии и концепция «христолюбивого воинства», призванием которого стало следование Христу Спасителю, заключавшееся в словах Господних: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15:13)».
Следующая докладчица Иванова Елена Игоревна, сотрудница епархиального образовательного отдела посвятила свое выступление теме «Вечность и историческое время в летописном повествовании о святом равноапостольном князе Владимире и в богословии архимандрита Софрония (Сахарова)».
Проблема вечности и времени заложена в самом акте творения: Бог вечен, а человек — существо временное, но призванное к познанию Бога и приобщению к Нему, то есть обожению – причастности временного к вечному.
В повествовании о равноапостольном Владимире ясно прослеживается два аспекта: это поиск, принятие и хранение истинной веры и исполнение евангельских заповедей как верность даруемой Богом вечной жизни и знак воскресения – преображения души. Верность Богу и вечному призванию осуществляется и в историческом времени через хранение заповедей, и от этого зависит сама государственная история.
Архимандрит Софроний также говорит о церковном методе познания Бога, достижения вечности: это вера и хранение заповедей Христа. То есть тот же путь, о котором говорит летописец в повествовании о святом князе Владимире. Верою принимая догматы о Божественном бытии, через жизнь по вере – исполнение заповедей Христовых о смиренной любви к Богу и ближнему христианин становится причастным вечному Божественному Бытию, и тогда все догматические положения, «все то, что ранее казалось логически немыслимым» становится фактом бытия самого человека как «правда и истина Божественного Бытия, Которое есть Любовь». Поэтому время, в том числе и историческое, нужно для того, чтобы человек раскрыл свойства своей природы, призванной к обожению, «проходя при этом известный процесс – эволюцию, которых совершенно нет в Бытии Божественном», и стал вечным по образу и подобию Бога. Таким образом, и для летописца, повествующего о святом равноапостольном князе Владимире, и в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) историческое время является необходимым условием для вхождения человечества в Божественную вечность через следование Господу Иисусу Христу, в исполнении воли вечного Бога, заключающейся в хранении веры и в исполнении евангельских заповедей о смиренной любви к Богу и ближнему.
Студентка IV курса факультета истории и права Тульского педуниверситета Рогова Ирина Александровна посвятила свое сообщение личности святой императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II.
Затем семинаристы III курса ТДС огласили свои доклады под общим тематическим направлением «Князь Владимир и христианская цивилизация». Они подчеркнули, что цивилизационный выбор на протяжении истории России делался неоднократно, происходит он и сегодня. И если Крещение Руси, состоявшееся благодаря святому князю Владимиру, на века стало фундаментом государственной, культурной и религиозной жизни русских людей, то последствия выбора, совершенного в 1917 году негативно сказывались на судьбе России в течение всего ХХ века.
Последние два доклада студентов педагогического университета Тулы Филиппова Алексея Александровича и Николаевой Виктории Александровны освещали темы «второго Крещения Руси», то есть возрождения и роста Русской Православной Церкви современного периода истории, а также традиции почитания святой равноапостольной княгини Ольги на Псковской земле, запечатленной в различных культурных памятниках Пскова.
Подводя итоги работы секции, к её участникам обратился Соколов Владимир Владимирович, отметивший важность интереса, проявляемого молодыми исследователями к личности равноапостольного князя Владимира: «Без памяти о прошлом, без объективной оценки того, что лежит в основе нашего государства, нашей истории невозможно планировать наше будущее, невозможно сохранить национальную гордость и национальное достояние. Сегодняшние доклады продемонстрировали стремление молодежи и каждого из выступающих к этому знанию и личной оценке, глубокому пониманию нашей истории и её истоков в тесной связи с настоящим и будущим».
В заключение собравшиеся обсудили основные положения резолюции региональной научно-практической конференции «Святой равноапостольный великий князь Владимир и цивилизационный выбор России».
Пресс-служба отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии