В центре социально-педагогической помощи «Шанс» прошел семинар, посвященный профилактике суицидального поведения в подростковой среде. По благословлению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в его работе принял участие председатель информационного отдела Тульской епархии игумен Агафангел (Болдин).
Среди докладчиков, изложивших свою точку зрения на эту проблему были также: врач-ординатор Кризисного центра ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им.Н.П. Каменева» Антон Панов, педагог-психолог МУ «ЦСППМ «Шанс» Людмила Романова, врач-психиатр Кризисного центра ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н.П.Каменева» Александр Козлов. На семинаре также присутствовали: заместители директоров школ, классные руководители, специалисты по работе с молодежью молодежных центров города Тулы, школьные психологи.
Открывая семинар, директор МУ «ЦСППМ» «Шанс» Людмила Куприна отметила, что ответственность за подростковый суицид несут, прежде всего, взрослые, с которыми общается ребенок. В их силах не допустить суицидальных мыслей у ребенка. Людмила Михайловна считает, что любой взрослый, работающий с детьми должен быть чутким и внимательным к каждому ребенку: «Чтобы не допускать этих трагедий, хочется сказать, что многое в наших руках, в руках тех людей, которые бок о бок, час от часу находятся с детьми дома, на работе, в магазине, в транспорте, на улице. И порою не аккуратно сказанное слово, не вовремя брошенная грубость, неправильный жест, и без того отчаявшемуся человеку, может нанести неповторимый вред».
Проблема подросткового суицида существовала всегда, однако в последнее время число ребят решивших свести счеты с жизнью увеличивается. И эти цифры пугают. В своем докладе психолог Людмила Романова озвучила, что только за последние 15 лет количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет увеличилось в два раза. Ежегодно в России происходит 4 000 попыток самоубийств среди подростков, 1500 из них заканчиваются летальных исходом. Людмила Петровна также озвучила 11 причин подростковых суицидов, среди них неразделенная любовь, стрессовые переживания и завышенные притязания к успехам ребенка со стороны взрослых. Также она рассказала: «Психологический смысл детского самоубийства – крик о помощи. Суицид в большинстве случаев проходит свой определенный путь. Этот путь может длиться не год, и не два, а зачатки суицида могут закладываться в раннем детстве. И мы с вами на этом пути нашего ребенка или другого близкого человека можем остановить, если мы будем понимать и знать, что происходит. Потому что, иногда даже те люди, которые слышат какие-то намеки о том, что человек собирается покончить жизнь самоубийством, не принимают это всерьез. Существует пять стадий, которые проходит суицид на пути своего развития: стадия недифференцированных антивитальных переживаний, стадия пассивных суицидальных мыслей, стадия суицидального замысла, стадия суицидального намерения, осуществление. И на каждой из этих стадия поведение ребенка сигнализирует о том, что он собирается сделать».
Взрослых должны насторожить такие слова подростка как: «жизнь бессмысленна», «живу непонятно зачем», «могу уйти из жизни хоть сейчас», «хорошо бы заснуть и не проснуться», «нет меня – нет проблем», «скоро некого будет ругать» и т.д. Также взрослых должна насторожить осведомленность ребенка в способах лишения себя жизни, его внимание к этой теме, потеря интереса к жизни, к тем вещам, которые ему были раньше дороги.
По словам Антона Панова существуют дети более склонные к суицидальным мыслям и поступкам. Это определяется аномалиями характера, которые накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка. Как правило, это дети склонные к демонстрационному поведению, впечатлительные дети, дети с гипертрофированным самолюбием, манипуляторы, замкнутые, самокритичные дети, импульсивные, мнительные дети. Определить достоверно эти аномалии может только специалист.
Врач-психиатр с многолетним клиническим опытом Александр Козлов в своем докладе отметил: «Нет благополучных семей там, где дети кончают жизнь самоубийством.
Я начинал работать в 1981 году. По сравнению с сегодняшним днем – атмосфера в обществе и в семьях изменилась кардинально. Чем удерживается человек в жизни? Теми ценностями, которые он разделяет, исповедует. Какие сейчас в обществе ценности? Я придумал такой термин: «ценности живота». Превалирует мораль потребления, которая уродует человеческую душу. Если взять перечень грехов из любой религии – именно их проповедуют в сегодняшнем обществе. И люди бездуховные, несущие эту мораль являются кумирами для молодежи. Для взрослых очень важно развивать у ребенка духовно-нравственные ценности».
Заложить основы морали и оказать поддержку подростку в трудной ситуации, по мнению игумена Агафангела прежде всего должны близкие люди: «Семья – основа образования и воспитания, она в любой ситуации должна быть «гаванью» и прибежищем для ребенка. Но сегодня наши семьи, как и общество в целом – больны. В ситуации, когда муж против жены, жена против мужа страдают, прежде всего, наши дети. Почему они в петлю лезут, решают свести счеты с жизнью? Конечно, есть предрасположенность характера, негатив в школе, но основной негатив идет сегодня из семьи. Если в семье благополучная обстановка, то и ребенку легче справиться со своими проблемами, решить их с помощью близких ему людей. А сохранить семью в правильном ее устройстве можно только с помощью Божией. Во всей нашей жизни должна быть привнесена иерархия ценностей. На первом месте Господь Бог, чьи заповеди исполняет муж и глава семьи, а жена должна слушаться мужа. В этом случае ребенок естественно слушает родителей, поскольку те, живут по заповедям Божьим и ребенка воспитывают по ним. В такой семье царит мир, любовь и гармония».
Этот семинар, собравший специалистов разного уровня, не прошел бесследно для его участников.
Для заведующей социально-педагогической службой центра «Шанс» Ирины Захарченковой семинар оказался очень полезен :«Есть много разной информации о суицидах, об их причинах, но она разрозненна. Разные люди, разные специалисты имеют собственное мнение. На данном семинаре была найдена точка соприкосновения людей различных профессий и разнообразных взглядов на эту проблему. Сошлись разные специалисты: медики, педагоги и представитель Церкви. Каждый по-своему видит проблемы воспитания, проблемы взаимодействия друг с другом. Я поняла, как можно работать немного иначе, чем до этого, считаю, что это очень положительный и необходимый опыт, он очень необходим. Это такой хороший шаг на встречу друг к другу».
Специалист по работе с молодежью Шашкова Ирина Вячеславовна из Молодежного центра Пролетарского района г. Тулы поделилась своим мнением: «Духовные ценности, о которых шла речь на самом деле являются первоочередной проблемой для нашей молодежи. Об этом надо вести речь в каждой школе и в каждом центре по работе с молодежью. Ведь когда болеет наше общество – страдают дети, как самая незащищенная его часть».
Валеева Елена