Представители Тульской епархии приняли участие в пресс-конференции Святейшего Патриарха Кирилла, прошедшей в рамках VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
Международный фестиваль «Вера и слово» проводится один раз в два года и сейчас отмечает юбилей – 10 лет. В этом году на праздник приехали представители 167 епархий Русской Православной Церкви: председатели и редакторы епархиальных отделов, журналисты, которые трудятся в печатных и интернет-изданиях, фотографы, православные публицисты и писатели. От Тульской епархии фестиваль посетили председатель Издательского отдела протоиерей Максим Троеглазов, руководитель Информационного отдела игумен Агафангел (Болдин), зам. главного редактора епархиального издания «Тульские епархиальные ведомости» Олеся Феофилова.
Открыл встречу председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда: «Ваше Святейшество! Разрешите поблагодарить Вас за то, что Вы по традиции находите время для того, чтобы встретиться с участниками фестиваля. Мы очень рады, что сложилась такая традиция и она не меняется. В зале сегодня представители 167 епархий Русской Православной Церкви, и все они ждут Вашего слова».
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей речи подчеркнул, что церковная журналистика способна пробудить мысль, привести к пониманию слова Божьего: «Сердечно приветствую всех участников фестиваля. Рад возможности снова встретиться и пообщаться с вами. Заранее хотел бы поблагодарить всех тех, кто прислал вопросы в адрес Патриарха. Знакомство с ними для меня было очень важно, потому что они показывают направление интересов, которые сегодня существуют у работников церковных средств массовой информации, а также журналистов светских СМИ, освещающих религиозную и, в частности, православную тематику.
Важно подчеркнуть, что информационная деятельность сегодня становится для Церкви не внешней, но очень важной внутренней частью церковной работы. Информационное общество сейчас с легкостью проникает в церковную ограду. Не существует больше никаких стен, – ни монастырских, ни городских, ни приходских, – которые могли бы оградить церковное общество от проникновения информации, существующей в обществе светском. И это является, как принято сейчас говорить, сильным вызовом. Задача Церкви одна и та же на протяжении тысячелетий, и верим, что она сохранится неизменной до скончания века.
Церковь призвана продолжать служение Господа Иисуса Христа, свидетельствовать о Божественной истине, вести людей ко спасению, и другой цели у Церкви нет. Все остальное, что мы делаем – социальная работа, участие в политическом диалоге, работа с информацией и в сфере массовой информации – осуществляется Церковью лишь настолько, насколько она служит делу человеческого спасения.
Одним из важных элементов информационного пространства является новость. Без нее не существует информационное пространство. В связи с этим возникает вопрос: могут ли церковные новости быть фактором притяжения внимания людей, могут ли они возбуждать интерес в информационном пространстве? Я глубоко убежден, что могут, потому что сама Благая весть, Евангельская весть, является новостью не только для каждого последующего поколения, но даже для очень многих хорошо знающих Евангелие людей. Евангелие является бездонным, бесконечным резервуаром, источником новостей.
Журналистика не может жить без новостей, а значит, церковная журналистика должна быть ориентирована на мысли и идеи, а не просто на перечень новых событий и фактов. Обычно журналист гоняется за фактами, чтобы первому их озвучить. Церковная журналистика имеет совершенно иное отношение к новостям. Если в центре нашего послания миру, которое несет церковная журналистика, будет новый взгляд на проблемы, на жизнь, то тогда мы будем источниками новостей, может быть, не всегда горячих, но способных пробудить мысль, привести людей к пониманию слова Божьего, а самое главное, к обновленному пониманию самих себя и своих отношений с окружающим миром.
Современные православные журналисты должны быть, конечно, людьми профессионально подготовленными. Но, кроме того, это должны быть мыслящие люди, потому что их творчество способно влиять на сознание тысяч людей. И еще об одном хотел бы сказать. У нас уходит из обихода замечательный термин «публицистика». Еще в свое время, в XIX столетии, святитель Феофан Затворник с тревогой писал, что надо было бы готовить целую армию христианских апологетов, чтобы противостоять распространяющимся идеям безбожия. Перефразируя эти слова святителя Феофана, я хотел бы сказать, что нашей Церкви сегодня нужна целая армия публицистов, владеющих ярким, образным словом, искренних, горячих и способных возжечь интерес у самых различных слоев общества.
Нам нужно очень много таких публицистов, которые могли бы поддерживать церковные темы, защищать церковную позицию ярко, убедительно, интеллигентно, подавая пример, в том числе, и полемической дискуссии, без оскорблений, без навешивания ярлыков, побеждая оппонента не эмоциями, особенно негативными, а силой убеждения, красотой слога, образностью выражения, своей эрудицией. Церковный публицист — это тот же проповедник, который работает на более широком фронте. Поэтому так важно, чтобы у нас формировался, как я уже сказал, корпус таких людей, которые способны были бы помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия и в соответствии с этой красотой выстраивать свою жизнь».
В продолжение пресс-конференции Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы собравшихся и рассказал…
… о церковной журналистике на Украине
Тот факт, что Церковь осталась со своим народом, не убоялась кошмаров междоусобной брани и совершает пастырское служение, имеет очень большое значение не только для духовной поддержки страждущих в данный момент, но и для формирования будущего.
Когда информационное поле контролируется таким образом, чтобы направлять общественное сознание в одну сторону, возникают особые трудности для церковной журналистики. Если сегодня церковные журналисты будут вступать в политическую полемику, отстаивая ту или иную точку зрения, они всегда проиграют. Во-первых, у нас нет достаточного количества ресурсов, и, отстаивая свою правду, мы чаще всего будем не поняты ни одними, ни другими. Это вообще проблема церковного осветительства в момент кризиса. В моменты кризиса обостряется сознание людей, потому что они обожжены болью проблем, они реально страдают.
Церковной журналистике в момент кризиса не следует радикально определять свою политическую позицию, нужно всегда оставлять возможность спокойного и вдумчивого общения с людьми, даже со своими оппонентами. Наша задача заключается в том, чтобы призывать людей к миру и сохранять потенциал для будущей общности людей, для выхода из кризиса после того, как замолкнут пушки и пулеметы.
Нельзя говорить только о пасхальной радости, когда вокруг смерть. Нужно говорить о пасхальной радости так, чтобы умирающий человек не отвернулся от тебя и принял эту весть. Нужно отождествить себя со страдающими людьми. Для того чтобы журналист мог выразить эту отождествленность, ему нужно следовать единственному правилу – говорить правду с мудростью и осмотрительностью.
… о христианской проповеди на Северном Кавказе
Православная Церковь никогда не проповедовала людям, хватая за руку на улице, ходя по квартирам, составляя дневники, кто положительно или отрицательно отреагировал. Никогда проповедь не сопровождалась пряником – если будете к нам ходить, мы вам организуем поездку или обеспечим гуманитарной помощью. Мы проповедуем, исходя из своего собственного духовного опыта, и без стремления во что бы то ни стало взять верх над тем человеком, которому мы несем эту проповедь.
В тех местах, где православные живут бок о бок с мусульманами, мы должны, в первую очередь, относиться с любовью к людям. Тогда создается благоприятная среда для общения. В обществе, где православные и мусульмане живут вместе, очень важно, чтобы проповедь была добрым словом и добрым делом.
А дальше нужно подумать о том, что полную ответственность за Церковь несут не наши проповедники, а Святой Дух, Который управляет ее путями. Нужно передать в руки Божьи последствия нашей христианской жизни в общении с нашими нехристианскими братьями.
Я против крестовых походов, навязывания своих убеждений другим. Я против того, чтобы, общаясь, мы смотрели на других сверху вниз. Но я за то, чтобы каждый, кто общается с мусульманином или православным братом, вел себя по-христиански. И тогда успех нашей миссии будет обеспечен.
… о жизненном пути истинного христианина в современном обществе
Грехопадение изменило вектор цивилизационного развития, мир должен был стать другим, потому что мир и человек предназначены для другого. Это предназначение прекрасно описано в книге Бытия. Главное, к чему должен стремиться человек, чем он должен наслаждаться, что должно быть источником его вдохновения, радости – это общение с Богом.
Но грех стал сладостее и теперь мы живем в логике греховного мира. Если в рамках этого греховного развития есть «удачник» и «неудачник», то нужно спросить – в чем удача? Зависит ли человеческое счастье от количества денег? Почему тогда миллионеры кончают жизнь самоубийством? Почему сын самого богатого человека в Италии бросился с моста в Тибр?
Другая удача – это карьера и власть. Опять-таки, как относиться к власти? Можно наслаждаться властью, но чаще всего наслаждение властью плохо кончается, потому что власть всегда связана со служением. Власть – это подвиг.
Если человек является неудачником с точки зрения того, что у него не состоялась карьера, но он живет богатой внутренней жизнью, то разберитесь – кто удачник, а кто – нет. Удачник – это тот, кто счастлив, а полный удачник – тот, кто получит оправдание на Божьем суде.
Поэтому если мы посмотрим на эту тему сквозь призму того, что произошло с человечеством на заре его существования, сквозь призму божественного замысла, то становится ясно, что не некие фетиши в нашей повседневной жизни, как деньги и карьера, являются признаками нашей удачи, а внутреннее состояние души, близость с Богом. Здесь самые великие удачники – это угодники Божии, например, Серафим Саровский. Дай Бог, чтобы христианские убеждения вооружали людей способностью спокойно взирать на срывы в карьере и возникающие материальные трудности. Нужно помнить, что самое главное, чтобы христианин не терял способности всегда бдительно относиться к своему внутреннему миру.
Олеся Феофилова, фото автора