Делегация Тульской епархии в составе представителей информационного и издательского отделов приняли участие в работе VII Международного фестиваля «Вера и Слово».
По завершении предварившего церемонию открытия молебна, совершенного Ионой (Черепановым), епископом Обуховским, викарием Киевской епархии Украинской Православной Церкви, участников фестиваля поприветствовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Веб умер, но это ничего не меняет…
Владимир Романович представил новую книгу Патриарха Московского и всея Руси «Говорить Божию Правду. Патриарх Кирилл о медиа» и посетовал на то, что информационная церковная структура находится в позиции догоняющего: «Веб умер, а мы с вами еще работаем на сайтах и, вступая в общение в социальных сетях, не находим отклика от православных сообществ.
Тем не менее, опасно и неправильно думать, что он нас ничего не зависит – мы определяем, каким будет церковное служение и лицо Церкви, а также то, как будут воспринимать Церковь люди».
Важность коммуникации в социальных сетях
В свете сообщения Владимира Легойды весьма актуальным оказался мастер-класс по взаимодействию с региональными сообществами в социальных сетях, проведенный руководителем интернет-проектов «Байкальской коммуникационной группы» Юрия Анциферова.
«Отдельные региональные сообщества «ВКонтакте» по размеру аудитории превосходят ведущие печатные издания и радиостанции со штатом в две сотни человек. Подавляющее число СМИ давно сделали одним из основных источником получения уникальных новостей Facebook, «ВКонтакте» и Twitter.
Сегодня именно от умения предлагать свою повестку в социальных сетях зависит эффективность взаимодействия со средствами массовой информации», – особо подчеркнул в своем выступлении Юрий Дмитриевич.
Информационное поле – взрывоопасное пространство
Важнейшим событием в жизни фестиваля «Вера и Слово» стала встреча его участников со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
В ходе встречи Первосвятитель ответил на вопросы участников фестиваля, а также на вопросы, поступившие через сайт Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Первым делом Патриарх Кирилл отметил фотовыставку, посвященную Всеукраинскому крестному ходу в честь Дня Крещения Руси: «Какой подвиг был совершен этим народом, когда, несмотря на опасность, запреты, провокации, дождь и жару, крестный ход шел из Святогорской и Почаевской лавры в мать городов русских – Киев. И если было сопротивление, то наверняка здесь уже борьба с миродержителями тьмы века сего. Кто мог в добром уме и в ясном сознании противиться этой миссии мира? Ведь восставали на духовную молитвенную акцию. Тот крестный ход был знаком благоволения Божьего к украинскому народу и свидетельством того, какой должна быть миссия церкви в нашем разделенном мире».
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что информационное поле является взрывоопасным пространством и указал правила поведения в интернете: «В этом поле очень просто подорваться, а потому двигаться надо осторожно, чтобы голову не сносило. Здесь важно не теряться и уметь отделять сигналы от шумов.
Шум – это пустые слова. Чем меньше мы обращаем внимания на шумы, тем больше сохраняем энергии и внутреннего потенциала. Мне немного приходится прогуливаться по соцсетям, где бывает до 100% шумов, завернутых в привлекательный фантик.
Если вы видите, что нападки идут на Церковь – ответить не грех. Важно не терять при этом своего лица. Да, это участие в духовной брани. Но мы все – воины Христовы.
И не надо отвечать на злобу злобой, потому что когда сжимаешь кулаки и зубы – это от дьявола. Отсутствие злобы позволяет в любой момент перейти к диалогу. Я не знаю, это дар Божий или приобретается молитвой, но я убежден, что это замечательное состояние души, когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами. Всегда проигрывает тот, кто злится.
Главной задачей фестиваля является объединение церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской Церкви и современного общества, а также поиск путей развития системы православных СМИ.
Так давайте же будем отставать свою точку зрения и двигаться вперед, но без того, чтобы повреждать свое внутреннее состояние и разрушать целостность своей личности. Христианство – это великая сила, которая помогает человеку быть счастливым, потому что счастье – это состояние нашего сердца».
Православные СМИ должны включать в повестку и светские инфоповоды
В рамках «круглого стола», посвященного вопросам отражения в СМИ резонансных событий церковно-общественной повестки дня, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Юлия Покровская сообщила, что в 2010-2016 годах объем информационного поля Русской Православной Церкви вырос почти в пять раз: «При этом за последние годы доля сообщений позитивного и нейтрального характера в информационном поле Церкви значительно увеличилась. Однако в светских и в православных СМИ остро чувствуется недостаток аналитики, посвященной церковным темам».
Участники встречи отметили, что православным СМИ не подобает концентрировать свою работу исключительно вокруг церковной повестки дня, но следует широко освещать и сугубо светские резонансные информационные поводы.
Проповедовать Христа, привлекая людей к делам любви
На вопросах освящения социальной проблематики в СМИ, привлечения молодежи к церковным добровольческим проектам и важности участия в делах милосердия журналисту, пишущему на темы благотворительности, остановился председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Участие представителей СМИ в социальных проектах способно их обогатить и дать возможность приобрести новый опыт. Задача журналиста не просто о чем-то красиво рассказать, но и личным примером побудить к действию своих читателей.
Если мы не будем сострадать, не будем сочувствовать, то не будем причастны к страданиям Христа. Причастие к этому страданию делает нас христианами.
Очень важно привлечь молодежь к этому служению и явить им радость любви проповедования Христа не только через рассказ о Его крестном подвиге, но и привлекая людей к делам любви.
Бог есть любовь, и если человек почувствовал радость самоотверженной жертвенной любви, вкусил ее, то он будет ее искать. Во всей полноте он обретет ее только в Церкви, в молитвах, в Таинствах, но начать можно с помощи другим людям».
Социальные проекты являются ответом на запросы общества
Продолжением разговора о сочувствии и сострадании стала презентации социальных и общественных проектов на примере православной службы помощи «Милосердие», включающей 26 проектов поддержки нуждающихся.
«Все социальные проекты являются ответом на запросы общества, – отметила руководитель отдела благотворительных проектов и привлечения средств православной службы помощи «Милосердие» Владлена Калашникова. – Служба «Милосердие» начиналась с сестринской помощи в больницах, но потом появилась необходимость помочь одиноким старикам, которым некуда идти после выписки… Так открылась Свято-Спиридоньевская богадельня. Затем была создана патронажная служба помощи на дому.
Службе «Милосердие» помогают обычные люди, к примеру, нам были переведены средства, собранные в рамках голосования телезрителей в финале шоу «Голос» на «Первом канале» в 2015 году. Служба часто упоминается в СМИ: согласно рейтингу, составленному «Форумом доноров» на основе информации из системы «Медиалогия», служба «Милосердие» занимает 3 место по упоминаемости среди фандрайзинговых фондов России и 5 место по упоминаемости в СМИ среди всех благотворительных организаций страны».
Проблемы «Православной инициативы»
В рамках VII Международного фестиваля «Вера и Слово» состоялся «круглый стол», посвященный неудачному и положительному опыту реализации проектов конкурса «Православная инициатива».
По словам Евгении Жуковской, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, сегодня информационное направление конкурса – одно из самых проблемных: «На конкурс поступает меньше всего заявок из епархий и, как правило, они все дорогостоящие. В результате из года в год на развитие информационно-просветительской сферы из общей грантовой суммы конкурса выделяется чуть больше 10%, и значительному количеству проектов из малых городов и сел, из новообразованных епархий, финансовой поддержки получить не удается.
Согласно положению о конкурсе, не может финансироваться текущая деятельность, а также издательские начинания (выпуск книг, например, или печать газеты). Однако в медийном сегменте, особенно в церковной среде, чаще всего средств не хватает именно на подобные проекты. Возникает коллизия, когда заявителю приходится просить деньги уже не только на информационную деятельность. Эксперты охотнее поддерживают проекты, выходящие за рамки масс-медиа в их классическом понимании».
Участники «круглого стола» в ходе обсуждения удачного опыта и обрисованных проблем, предложили передать озвученные предложения организаторам конкурса, для включения их в Положение о будущих этапах «Православной инициативы»».
Молодежь и культурное наследие России
На повестке дня фестиваля рассматривалась и такая важная тема, как «Популяризация в молодежной среде культурного наследия России и традиционных ценностей посредством православных СМИ».
Гостям фестиваля презентовали усовершенствованный Prihod.ru, включающий такие функции, как поиск по карте, спутниковые карты, построение маршрутов и многое другое. Докладчики рассказали о новом функционале карты и возможностях его использования на собственных сайтах епархий и на сайтах других церковных и светских СМИ.
Для участия также был предложен новый проект «Общецерковный календарь событий Русской Православной Церкви», призванный сформировать целостную картину о важнейших событиях в жизни православного общества, сделать информацию о жизни Церкви максимально открытой и доступной для общества и СМИ, обеспечить обмен опытом между отдельными регионами и синодальными структурами.
В заключение мероприятия вниманию гостей была предложена новая версия сайта Московской городской епархии, на примере которого участники фестиваля оценили опыт интеграции с общецерковными проектами на базе технологий Prihod.ru.
Милосердный образ Церкви
На конференции «Популяризация в молодежной среде культурного наследия России и традиционных ценностей посредством православных СМИ» были подведены итоги медийного освещения молодежной и социальной работы Церкви как приоритетного направления церковно-государственного партнерства.
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе напомнил, что этот год по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был объявлен годом приоритетного освещения социального и молодежного служения Церкви: «Эти две сферы деятельности Церкви – самые важные в информационном плане. Во-первых, это нужно людям, во-вторых, это служение, которое формирует «милосердный образ» Церкви».
В этой связи Михаил Куксов, руководитель отдела по делам молодежи Московской городской епархии подчеркнул, что ключевой задачей освещения молодежной работы в СМИ является формирование положительного образа православного молодого человека и только за последний год его отделом зафиксирован пятикратный рост объема публикаций и числа подписчиков в социальных сетях.
«Вера и Слово» и Google
Участники фестиваля «Вера и Слово» посетили редакции ТАСС, Russia Today и московского отделения Google, обсудив с руководством компаний темы развития современного информационного пространства, ТВ и новостного контента, маркетинга YouTube, продвижения новостей в социальных сетях, работы с цифровым поколением, а также многие другое. Кроме того, состоялись экскурсии по офисам.
Посетители комплекса телекомпании Russia Today познакомились с работой английской, испанской и арабской редакций, техническим оснащением ведущего мирового новостного телеканала. Состоялась также встреча с ведущим журналистом телеканала RT Романом Косаревым, который рассказал о работе в горячих точках на Донбассе и в Сирии. Перспективы современного телевидения и новых медиа участники фестиваля обсудили с генеральным директором, первым заместителем главного редактора телекомпании Russia Today Алексеем Николовым.
Ведущие специалисты Google рассказали гостям об оптимизации Интернет-ресурсов, грамотном формировании контента и схеме взаимодействия с крупными государственными организациями. Значимость социальных сетей была особенно отмечена в презентации продуктов Google. Журналисты, представители информационных подразделений Русской Православной Церкви и сотрудники компании обменялись опытом сотрудничества с блогерами, навыками ведения социальных сетей и работы с целевой аудиторией.
Экскурсию по офису ТАСС провел руководитель отдела внутренних коммуникаций Георгий Старосельский. Он рассказал об истории агентства и описал полный цикл процесса формирования новости: от поиска источника до публикации на ленте. Специалисты смогли увидеть, как происходит самое главное – выпуск новостей на ленту редакторами.
Участникам фестиваля также представилась возможность пообщаться со старшим корреспондентом редакции социальной и гуманитарной информации ТАСС Августой Яковлевой, которая передает на ленту заметки о религиозной жизни в стране. В формате круглого стола журналисты и представители информационных подразделений Русской Православной Церкви обсудили актуальные инфоповоды, рабочие вопросы и обменялись контактами.
Вместо послесловия
Фестиваль «Вера и Слово» является одним из ярчайших событий в жизни церковного информационного сообщества, раз в два года объединяющего под своими знаменами более 500 человек со всех уголков православной России и Зарубежья.
«Вера и Слово» – это место интересных встреч, возможность живого общения журналистов и работников епархиальных пресс-служб друг с другом с целью обменом живым опытом работы, а также возможность получить наставления на информационное послушание из уст Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Алексей Анкин, фото автора (при подготовке материала использованы материалы СИНФО и православного журнала «Фома»)