В администрации Тулы прошло очередное заседание рабочей группы по гармонизации межэтнических отношений.
Председательствующий Роман Мурзин, первый заместитель главы администрации г. Тула, открыв заседание рабочей группы, отметил, что современная история не перестает подбрасывать все новые и новые поводы для размышлений о необходимости профилактики в сфере межэтнических отношений. Тем не менее, по мнению Романа Львовича в Туле межнациональной конфронтации нет, работа по гармонизации межэтнических отношений проходит в плановом русле и не вызывает серьезной озабоченности.
Несколько последовавших докладов подтвердили это мнение.
В частности, директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Марина Денисова рассказала о программах языковой адаптации: «В школах города обучается 408 школьников-мигрантов, что составляет 15% от общего числа детей-мигрантов. Обучающиеся имеют проблемы из-за языкового барьера, для преодоления которого и их интеграции в социальную среду, проводятся дополнительные занятия, как в индивидуальном порядке, так и в группах, где они осваивают языковое и письменное общение»…
Заместитель начальника Управления УФМС по Тульской области Татьяна Кузнецова отметила рост числа мигрантов за два месяца текущего года по сравнению с тем же периодом в 2013 году: «Зарегистрированное число мигрантов составило 15 тысяч человек. В основном это представители Узбекистана (38% от общего числа). В последние годы отмечается снижение культурного, профессионального и образовательного уровня въезжающих в Россию представителей национальных меньшинств».
Об опыте сотрудничества, в том числе в рамках подписанных с заинтересованными силовыми структурами, ведомствами и органами государственной власти, а также социальной работе Русской Православной Церкви, рассказал председатель отдела Тульской епархии по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Павел Савельев: «Социальное служение осуществляется в больницах, детдомах и иных социальных учреждениях независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. Параллельно с помощью страждущим проводится образовательно-просветительская и грантовая деятельность.
Говоря о деятельности епархиального отдела по работе с молодежью, следует отметить проводимую на постоянной основе работу, направленную на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление общероссийской идентичности и формирование норм ответственного социального поведения и веротерпимости.
Однако, слушая выступление коллег по рабочей группе не могу не обратить внимание собрания на тот факт, что мы за деревьями не видим леса – звучащие в докладах цифры о том, что сто человек прошло обучение на курсах социальной адаптации, с учетом въехавших только с начала года официально зарегистрированных 15 тысячах мигрантах, не говоря уж о нелегальной миграции, просто смешны. Они лишь подтверждают тот факт, что люди, которых мы пытаемся учить нашему языку и нашей культуре, приезжают сюда за деньгами, а не за этими знаниями. Рапортуя друг перед другом в стиле «все у нас хорошо», мы упускаем главное – нашу российскую молодежь, для которой русский язык и русская культура являются родными.
Ни для кого ни секрет, что по всему городу открыто висят объявления о продаже «спайса», «микса» и курительной соли, являющихся наркотическими средствами…
У нас сейчас нет людей, которые были бы авторитетами для легионов сезонных мигрантов, которые не регистрируются в УФМС и не обращаются в национальные диаспоры. Им проще заплатить 1000 рублей, чтобы полицейский отпустил их беспрепятственно…
Еще более страшная беда – ваххабизм. Это религиозный экстремизм, который хоть и пришел в Россию с Кавказа, не имеет ничего общего с традиционным исламом. Треть страны от Северного Кавказа до Карелии, Якутии и Приморского края сегодня официально признаются «наиболее ваххабизированными» территориями.
Ваххабизм не имеет национальной принадлежности. Теракт под Новый год в Волгограде показал, что смертниками все чаще становятся русские молодые парни и девушки.
Локомотивом ваххабитского движения стала молодежь, наиболее остро переживающая отсутствие перспектив и испытывающая потребность в интенсивной солидарности.
Работая с молодежью, ваххабиты успешно и грамотно используют просчеты государственных структур и нейтрализуют контрпропаганду традиционных мусульман, используя при этом современные психологические методы.
Развитие Интернета позволило ваххабитам насытить его русскоязычный сегмент сотнями сайтов, которые до сих пор количественно превосходят веб-ресурсы традиционных мусульман. С появлением социальных сетей с их помощью была начата вербовка новых членов, а для распространения видеоматериалов стали активно использоваться сервисы типа YouTube.
Ваххабиты знают, как увлечь за собой молодежь, – это разговоры о социальном неравенстве, подкрепленные желанием самоутвердиться в мире взрослых. Способствует ваххабизации и недостаточная социальная зрелость, недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Идеология антигосударства дает молодежи самоидентефикацию, смысл существования, возможность подняться в религиозной или криминальной иерархии, при этом оправдывая любые действия специфической моралью. Ничего подобного государство предложить молодежи пока не может. И в этом главный секрет столь широкого охвата и быстрого роста ваххабизма в стране.
Силовых методов борьбы с ваххабизмом и экстремизмом явно недостаточно. Куда эффективнее не пичкать друг друга байками об «успешной работе по гармонизации межэтнических отношений», а отрезать даже возможность молодежи заразиться лукавыми учениями на самой ранней стадии. Но сделать это можно лишь в том случае, если государство, а значит и мы с вами, найдем в себе смелость вернуться на поле идеологии. В противном случае мы проиграем ваххабизму, потеряем российскую молодежь, и тогда взрывы прозвучат уже не за тысячу километров в Волгограде, а в Туле.
Это гниль, живущая в нас, нашем обществе, а значит поражающая и наших детей. И до тех пор, пока мы сами не научимся уважать себя, свою культуру и свой язык, никакого уважения со стороны мигрантов к нам не будет, а значит не будет и гармоничных межнациональных отношений».
Солидарность с отцом Павлом по этому вопросу высказал председатель НП «Дагестанская диаспора» Ризван Максимов, предложивший устроить с молодежью встречу в формате, когда они сами могли бы рассказать о своих проблемах, спрашивая у силовиков, чиновников и представителей традиционных религий, пути их решения.
В свою очередь представитель религиозной организация мусульман г. Тула «Нур», поблагодарил протоиерея Павла Савельева за попытку перевести разговор о межэтнических отношений из плоскости «партийных отчетов» в конструктивную беседу о реальных проблемах современности: «Мы неоднократно предлагали руководству города провести ряд встреч с молодежью школ и вузов с участием диаспор, представителей традиционных религий, силовых структур и так далее, чтобы поговорить о проблеме ваххабизма и экстремизма, но предложения так и остались нереализованными».
Алексей Анкин, фото Максима Курчакова