В Тульской областной Думе состоялось пленарное заседание IX (XVII) Региональных Рождественских Чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» на тему «Национальное самосознание народа и культура политики».
В работе собрания приняли участие заместитель председателя Тульской областной Думы Юлия Марьясова, председатель комитета по вопросам собственности и земельным отношениям Тульской областной Думы Денис Бычков, член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Тульской епархии протоиерей Павел Савельев, представители двух епархий Тульской митрополии, депутаты Тульской областной Думы 6-го созыва.
Открыла заседание заместитель председателя Тульской областной Думы Юлия Марьясова. Она обратила внимание на то, что светской власти необходимо тесно сотрудничать с духовенством: «Сегодняшняя тема сложная, но важная. Многие политики, историки и политологи ищут национальную идею, но она, на самом деле, заложена в истории России и истории Православия. Представителям светской власти и Русской Православной Церкви необходимо донести эту национальную идею и духовную объединяющую силу до жителей Тульской области, а затем и до всех россиян».
Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Тульской епархии протоиерей Павел Савельев выразил надежду на то, что совместная работа с правительством Тульского региона принесет добрые плоды для жителей области: «В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.
Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.
2014-й год назван в России Годом культуры. Торжества по этому случаю и целый ряд начинаний должны напомнить нам, что Россия, как справедливо заметил Президент нашей страны, – это уникальное «государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире».
Однако в историю этот год войдет по другой причине. И причина эта – страшный удар по нашей тысячелетней православной цивилизации, нанесенный после беловежского предательства, когда удалось расчленить не только территорию исторической России, но и русский народ, который веками складывался как единый государствообразующий суперэтнос, включающий в себя, прежде всего, великороссов, малороссов и белорусов.
Еще недавно казалось, что мы спаяны навеки. Но поколение героев – наших отцов и дедов, спасших мир от фашизма – уходит, а фашизм поднимает голову, ибо уже некому ее отрубить. Новые клоны фашизма завоевывают жизненное пространство, превращая его в культурную пустыню, отравляя последние годы уходящих поколений и отравляя души вступающих в мир. Этот новый удар по русской, да и мировой цивилизации – попытка уничтожить саму память о едином культурном и цивилизационном наследии России, превратив Украину, колыбель Святой Руси, в моноэтническое квазигосударство с ярко выраженной нацистской идеологией и символикой.
На фоне этой чудовищной беды по-новому высвечиваются проблемы российской культурной политики. Выдающийся русский мыслитель Николай Данилевский впервые предложил рассматривать политику в системе основных видов (общих разрядов) культурной деятельности в самом широком смысле этого слова. По его мнению, политическая деятельность «объемлет отношения людей между собою как членов одного народного целого, и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам. Она соседствует с другими видами культурной деятельности – религиозной, объемлющей отношения человека к Богу, культурной в узком значении этого слова (теоретической, эстетической, технической) и общественно-экономической, «объемлющей отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно-применительно к условиям пользования предметами внешнего мира».
Одним из наиболее характерных проявлений культуры народа является его язык и религия. Исконной религией русского народа стало Православие, так как именно эта религия в наибольшей степени соответствовала его духу и традициям, то есть его культуре. Именно Православие позволило объединиться русским людям в единое древнерусское государство, выросшее со временем в великую Российскую империю.
Под воздействием Русской Православной Церкви в сфере семейной, общественной и государственной жизни русского народа происходят важные изменения, а именно: изживаются такие грубые языческие обычаи, как кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц для брака; укрепляется семья, возвышается материнский авторитет и гражданская правоспособность русской женщины; восстанавливается нарушаемый княжескими междоусобицами мир.
Говоря о воздействии Русской Православной Церкви в деле обновления и укрепления нравственных основ народной жизни, конечно, нельзя забывать и того, как правильно подметил видный русский историк Василий Ключевский, что «Церковь действует на особом поприще, отличном от поля деятельности государства. У нее своя территория – это верующая совесть, своя политика – оборона этой совести от греховных влечений. Но, воспитывая верующего для грядущего града, она постепенно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Это перестройка гражданского общежития под действием Церкви – таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ».
Соединить дело личного спасения с великим благом, как духовным, так и политическим, для всей родной Русской земли – вот в чем истинная мудрость великого равноапостольного князя! Вот эта духовная, государственная, патриотическая мудрость и есть то «Лучшее», что мы, со своей стороны, предпочитаем утверждать во славу нашего Крестителя».
Председатель комитета по вопросам собственности и земельным отношениям Тульской областной Думы Денис Бычков подчеркнул, что культура формирует национальное самосознание: «Плодотворные взаимоотношения светской власти и Русской Православной Церкви в Тульской области – пример того, как нужно работать и эффективно решать многие проблемы.
Хочу отметить, что сохранение единого культурного пространства духовно-нравственных ценностей, православных традиций – приоритетная задача Российского государства в современных социально-культурных исторических условиях. Культура, концентрируя духовный опыт нации, обеспечивает единство многонационального народа и его национальное самосознание. Соединение дела личного спасения с великим благом, как духовным, так и политическим, для всей родной русской земли – подлинная мудрость великого князя Владимира.
Подобные мероприятия всемерно способствует развитию взаимоотношений Церкви с законодательными и исполнительными органами государственной власти области, негосударственными организациями, деятельность которых направлена на решение актуальных вопросов современного общества».
В завершении заседания было одобрено развитие рабочих контактов на уровне благочиний и депутатов собраний муниципальных образований области. Также участники собрания выступили за гармонизацию церковно-государственных связей в сфере образования, здравоохранения, культуры, за интеграцию духовного, исторического и патриотического потенциала Церкви в воспитании и просвещении нации.
Олеся Феофилова, фото автора