Научная конференция под названием «Мы спасаемся Его жизнью. Опыт новомучеников и исповедников Церкви Русской» состоялась в Тульском епархиальном паломническом центре.
Тульский епархиальный паломнический центр располагается в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре. Потому конференция работала в трапезной Щегловской обители
В конференции приняли участие представители высших учебных заведений и системы религиозного образования Рязанской, Московской и Тульской областей, Преображенского содружества малых православных братств.
Для современного поколения эпоха новомучеников – это уже эпоха далекого времени, потому необходимо рассказывать о ней людям, и не только хранить память, изучать подвиг святых XX века, но и подражать жизни новомучеников: свидетельствовать о вере, проникаться духом исповедничества.
На конференции выступил Юрий Вениаминович Гераськин, профессор кафедры истории России Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, номинант конкурса Фонда во имя святителя Макария (Булгакова). Основное научное направление профессора Ю. В. Гераськина – история государственно-церковных отношений и Русской Православной Церкви в ХХ веке.
В своем выступлении Юрий Вениаминович Гераськин рассказал о непростой судьбе священников того времени, об опыте своего личного расследования, когда, начиная от случайной встречи со списком Зимаровской-Боголюбской иконы Божьей Матери в одном из храмов Северной Осетии, ему удалось проследить судьбу земляка священника Александра Райнова.
– Несмотря на то, что безбожной властью проводилась политика гонения на христианство, проявился феномен устойчивости религиозного мировоззрения, обрядовых традиций и их воспроизводства, – считает Юрий Вениаминович. – Расчет власти на то, что с уходом из жизни поколений, получивших традиционное воспитание, влияние Церкви на общество прекратится, не оправдался. Несмотря все усилия власти, религиозное сознание, базировавшееся на духовных традициях Православия и социальном опыте крестьянства, проявило стойкую тенденцию к воспроизводству в нескольких поколениях советских людей. Закрытие сельских приходов не вызвало ожидаемых властью размеров сужения сферы религиозного сознания.
Юрий Вениаминович возглавляет научно — исследовательскую лабораторию по изучению наследия новомучеников и исповедников Российских ХХ века при кафедре теологии РГУ им. С.А. Есенина, он рассказал о работе созданной в Рязанском государственном университете научно-исследовательской лаборатории по изучению подвига пострадавших за Христа, сообщил о новом проекте лаборатории — создании электронной Книги Памяти имен за Христа пострадавших (Рязанская губерния. ХХ век).
– Наше время – это время осмысления духовного феномена исповедничества. В наши дни появляются ситуации, в корне отличающиеся от хода нашей жизни. Они порой требуют от нас, конечно, не такого великого ответа, какой мы видели у великих подвижников, стояния в вере. Но требуют именно духовного противостояния злу, потому что зла в мире не меньше, оно множится, и «всяк человек — грех». И, кроме того, необходимо сопротивляться своим грехам. Конечно же, это духовное противостояние понимается нами не только в историческом контексте, но, как и духовная практика. Важно знать критерии духовного противостояния, социальные ниши, которые оно находило в истории России. Это довольно значимая тема, в наши дни она становится немодной, непопулярной, отходит на задний план. На ее место в лучшем случае приходит оздоровительная аскеза или некая отстраненность или отрешенность, которая сейчас рекомендуется некоторыми психологами и психоаналитиками. Они призывают дистанцироваться от проблем общества, от зла, просто его не видеть, не воспринимать и быть как бы вне его. Понятно, что это — ошибочная и нехристианская позиция. Любой христианин призван противостоять злу, даже заранее зная, что, в конечном счете, зло победит, и помня, что «взявший меч мечом и погибнет». Все это важно и заставляет лишний раз задуматься.
Доклад Сергея Гаврилова, студента Свято-Филаретовского православно-христианского института, возник в ходе архивных исследований при подготовке дипломной работы и назывался так: «Высокопреосвященнейший Борис, архиепископ Рязанский и Зарайский». Он рассказал о непростой судьбе и служении владыки Бориса (Соколова), который в 1923 году был поставлен на Рязанскую кафедру и приложил все силы к ликвидации обновленческого раскола в Рязанской епархии. Сам владыка Борис был репрессирован в 1926 году.
Выступление Виктора Авилова, студента Свято-Филаретовского института, было названо «Священномученик Анатолий Жураковский. Опыт построения общины в годы гонений на Русскую Православную Церковь».
Анатолий Жураковский в разгар начинающихся гонений на Церковь принимает священный сан. Рушился русский мир, зараженный анархическими стихиями, а священник собирал растерянную от происходящего разброда молодежь, раскрывал для нее небесную Отчизну, где все сохранено — и дом, и родные лица. Есть неизменность! Это стало конкретным чувством юных общинников, которые сумели сохранить и продолжить в своих судьбах положительное наследие отцов. Начался массовый процесс приспособления интеллигенции к новой эпохе, но в его общине интеллигенция обратилась к покаянию. Он, жертвуя собой, начал работать для будущей воскресшей христианской России.
Виктор Авилов отметил три важнейшие грани исповеднического пути о. Анатолия:
любовь к культуре, как части Священного Предания Церкви. Культура помогает читать Евангелие, свидетельствует о Боге и человеке. Углубление в аскезу, а это основа культуры. Бескомпромиссное стремление всюду и во всем следовать Правде.
В огромном городе, среди массового поклонения злу, он жил, окруженный горсткой себе подобных, немощью и голью, почти детьми. Он и его чада — бедняки не оттого, что обладали малым имуществом, их главное в неотмирном выборе, обрекающем их на нищету, на духовное юродство. Недаром почти весь костяк его общины погиб мученически, а те, кто уцелел, провели долгие годы в неволе, преследованиях. Сам о. Анатолий двадцати шести лет отправляется в ссылку, а тридцати трех — в лагерь. В лагере он вступает на десятилетний путь смертных мук.
Старший преподаватель кафедры Богословских дисциплин и литургики СФИ кандидат наук Максим Иванович Зельников выступил с докладом по теме «Участие церковного народа в богослужении как принцип устроения церковной молитвы в опыте новомучеников и исповедников российских ХХ века».
Жизнь новомучеников свидетельствует о том, что только там, где пастырь и паства на основе церковной соборности объединяются и показывают свою ответственность за Церковь — только там начинается новая жизнь, только там возможно противостояние любому искушению, любому злу, даже тоталитарной богоборческой власти, только там и укрепляется вера в Церковь. Как показала история, самыми верными Богу и Церкви оказывались те люди, которые объединялись или в общины, или в братства и движения, которые действительно собирали воедино весь народ Божий, все наследие Божье. Тогда укреплялась вера Православная. Это одна из самых главных вещей, которую можно считать наследием новомучеников и исповедников российских. И в наши дни необходимо осмысленное и ответственное участие в общей церковной молитве.
Татьяна Игоревна Юдина, выпускник Свято-Филаретовского института, выступила с докладом «Три примера жизни во Христе: священноисповедник Лука Крымский, Александр Федорович Лосев, Сергей Иосифович Фудель».
Руководитель Духовных бесед Богородичного Щегловского мужского монастыря, кандидат наук иеродиакон Евлогий (Харитонов) выступил с докладом «Святые новомученики Церкви Русской и видные деятели – члены Поместного Собора 1917 – 1918 гг.».
Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
11/24 мая 1920 года архимандрит Иларион был наречен, а на следующий день, 12/25 мая, хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.
Его современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, с широкой грудью, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Как проповедника и оратора его ставили наравне с Луначарским и Александром Введенским, и даже выше их. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».
Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки.
Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем». Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной.
В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием.
«Никакого раскола!— возгласил архиепископ Иларион.— Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!» Крестный путь его подходил к завершению. Ангел смерти стоял уже у главы страдальца. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» И с этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря.
Иеродиакон Евлогий рассказывал и о других новомучениках и исповедниках Русской Церкви.
На конференции шла речь и на другие церковно-исторические и краеведческие темы.
Профессор, кандидат архитектуры, заслуженный архитектор РФ, член Союза архитекторов России Владимир Куликов рассказал об изменении архитектуры Тулы и Тульской области за советский период. Докладчик отметил, что с разрушением храмов улицы теряли свою «доминанту», определяющую лик города. Владимир Васильевич направляет свою деятельность на сохранение дореволюционных памятников архитектуры края. Он преподает в высших учебных заведениях, возглавляет архитектурно-реставрационное направление.
Вместе с молодыми исследователями высших учебных заведений Владимир Васильевич организует процесс реставрационного проектирования. Сначала идет поиск архивных данных по зданию, поскольку первозданный вид должен быть сохранен. Реставрационные проекты делаются и в плоском, и в объемном варианте. Много сделано проектов реставрации храмов, расположенных на территории Тульской области, которые позже были восстановлены. Например, комплекс Щегловского монастыря и Воскресенский собор в Веневе.
– Один из путей сохранения облика города — стилизация вновь строящихся зданий под традиционную архитектуру. Такая тенденция была в 80-х в Москве, затем пошла в другие исторические города. Есть примеры и в Туле, но их пока крайне мало. Эволюционный путь застройки — явно не наш…
Сохранить исторические здания — одна из задач, которую Владимир Куликов ставит перед собой как перед архитектором и заражает этой идеей студентов. Его ученики проходят практику в областном центре по защите памятников истории и культуры — ведут мониторинг строений, нередко находят неучтенные дома, фотографируют их и передают информацию специалистам.
Дипломные работы архитекторов дают немало интересных идей о том, как можно было бы обустроить современную Тулу, сохраняя ее традиции.
– Все выступления и доклады, которые были представлены, основывались на конкретных исторических источниках, на реальном опыте и реальных свидетельствах, – сказала участник Духовных бесед Людмила Петровна Гаврилова. – Видно, что тема каждого участника прошла через его сердце.
– А когда рассказывали о новомучениках, о тех испытаниях, которые они прошли, я просто плакала, – сказала Зоя Васильевна Проникова. – Какое великое исповедничество Господа нашего Иисуса Христа! Какая глубокая вера…
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра