Воронежские паломники совершили экскурсию по маршруту «Тула православная».
Рано утром воронежцы прибыли на окраину города Тулы, чтобы принять участие в Божественной литургии в Богородичном Пантелеймоновом Щегловском мужском монастыре.
Молитва старцам на старинной тульской земле
Многие воронежцы из паломнической группы в этот день исповедались в монастырском храме преп. Никандра Псковского и причастились.
Затем для них была проведена экскурсия по монастырскому комплексу с подробным рассказом об истории Щегловской обители и святынях. Воронежцы слушали с большим вниманием, их очень заинтересовали история создания Богородичной обители на старинной Тульской земле и переплетение исторических линий с жизнью и деятельностью мужских обителей на Святой Горе Афон, Оптиной и Глинской пустынь.
Поклонившись святыням Щегловской обители в Свято-Никандровском храме и соборе, воронежцы спустились в нижний храм собора и выслушали подробный рассказ об основателе обители, святом преподобном Варсонофии. Затем они поклонились и приложились к резной деревянной раке, которая сооружена над местом погребения святого Варсонофия в алтарной части нижнего храма собора.
– Для нас стала потрясением возможность пройти в бывший алтарь северного придела и поклониться святому преподобному Варсонофию, – сказала паломница Тамара. – То, что мы сегодня узнали о нем, преисполнило нас безграничным уважением к этому святому. И мы с большим чувством признательности склонились перед его ракой в низком поклоне.
Проведя весь день в Щегловском монастыре, воронежцы отправились в Москву в Николо-Угрешский монастырь, где намеревались также поклониться святыням, обойти монастырский комплекс с экскурсией и переночевать, а уже утром отправиться в два тульских села – Колюпаново и Себино, чтобы поклониться святым тульским женам св. блаженным Евфросинии и Матроне.
Создание Угреши связано с историей Тульского края
Недавно возрожденный из руин и запустения Николо-Угрешский мужской монастырь поразил воронежцев величественной красотой. Его создание связано с историей тульского края. Основан был монастырь в 1380 году князем Дмитрием Донским. По преданию, во время похода к Куликову полю русское войско остановилось здесь на отдых, во время которого князю явилась икона святителя Николая Чудотворца, укрепившая его верой и надеждой на победу в предстоящей битве. Воодушевленный этой надеждой, князь воскликнул: “Сия вся угреша сердце мое” (“угреша” – согрела).
Впоследствии, говорит предание, при возвращении войск после Куликовской битвы, во время молебна на месте чудотворного явления иконы, Дмитрий Донской повелел воздвигнуть здесь храм и дал обет создать на этом месте обитель во имя святителя Николая.
За периодом расцвета были долгие годы разрухи и запустения. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, просуществовавшую до 1925 года. В 1920 году на его территории была организована также детская трудовая колония для беспризорников. В 1925 году монастырь был полностью закрыт, а в 1940-м был разрушен древнейший собор обители – Никольский храм.
И снова годы возрождения. С 1970-х неспешно начались восстановительные работы, в 1990-м монастырь был вновь открыт, и в конце того года в обители появились первые монахи. 1990-е годы были временем бурного восстановления и реконструкции, и буквально в считанные годы обитель была возрождена.
Обитель обнесена кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями, которые тоже являются архитектурным украшением общего монастырского ансамбля. Уже невозможно представить город без обители, без ее колокольни с боем курантов, без куполов Преображенского собора, без притаившегося в тени деревьев Петропавловского храма, без причудливой Палестинской стены.
Все это стало естественной частью окружающего мира, буквально живет рядом с нами, и дышит многовековой историей.
Святые жены Тульские
Ранним утром второго дня паломники выехали в Колюпаново. Они давно хотели побывать в Свято-Казанском женском монастыре, одном из молодых православных монастырей. Воронежцы поклонились святыням – красивое надгробие сооружено над мощами под спудом святой блаженной Христа ради юродивой Евфросинии Колюпановской, побывали на источнике и в купели в честь блж. Евфросинии Колюпановской.
Евфросинья Колюпановская – княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, фрейлина Ее Императорского Высочества Екатерины II. Она сбежала из дворца, кинула свой наряд возле пруда в Царском Селе, переоделась крестьянкой и ушла. Ее задержали, вернули в Петербург, государыня с ней беседовала, увещевала, и отпустила с миром. Евфросинья после какого-то времени попала в Серпуховский Владычный женский монастырь. Ходила босиком, в суконной рубахе, носила на шее железную цепь-вериги и медный крест. Летом топила печь в своей избушке, зимой напускала холод.
Домишко ее вмещал 2-х кошек, 3-х собак, кур и индеек. Вместе с ними она и спала. А еще почему-то отдыхала в кучах навоза. Однажды ее спросили: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». А она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Затем помещица Наталья Протопопова пригласила её в Колюпаново, куда блаженная Евфросиния и ушла. В этой деревне была только одна деревянная церквушка – Казанская. И неподалеку в овраге святая обустроила родник. Сейчас над ним возвели два домика-купели, мужскую и женскую, и отдельно родниковый ключ окружили беседкой.
А далее дорога повела воронежцев в Себино – на родину блаженной старицы Матроны.
С большой радостью воронежцы восприняли возможность попасть в храм села Себино, поклониться памяти Матронушки, испросить у нее утешения и молитвенной помощи в житейских нуждах и горестях, поблагодарить святую за заступничество.
Родилась Матрона Дмитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Село находится в двадцати километрах от Куликова поля. Была младшим, четвертым ребенком в благочестивой крестьянской семье. Родилась слепой. На груди ее с детства выделялась необычная выпуклость в форме креста – нерукотворный нательный крестик.
С семи-восьми лет в девочке-молитвеннице открылся дар предсказания и исцеления. Даже лежачих больных молитвой она поднимала на ноги. К избе Никоновых потянулись подводы, телеги с больными со всей округи. Исцеляя, ребенок требовал от приходящих за помощью веры в Бога и исправления греховной жизни. Желая отблагодарить маленькую спасительницу, люди оставляли ее родителям продукты и подарки. Слепая девочка стала главной кормилицей семьи. Сохранилось предание, что своей сменой и «восьмым столпом России» назвал 14-летнюю Матронушку отец Иоанн Сергиев, пастырь Кронштадтский.
На семнадцатом году жизни девушка утратила возможность ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих Матрона оставалась «сидячей», но никогда никому не жаловалась на свой недуг, смиренно несла свой тяжкий жизненный крест.
Внешне жизнь Матроны текла однообразно: днем прием людей (до сорока человек), ночью – молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.
Матронушка никому не отказывала в помощи, и ни с кого ничего не брала взамен. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением. Иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она была терпима к человеческим слабостям, сострадательна, тепла, участлива. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной житейской ситуации, молилась, благословляла. Разделяя людские скорби и печали, так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала.
Близкие замечали, что чувствовала Матрона не только человеческие грехи и преступления, но и мысли, предвидела приближение опасности, знала о грядущих стихийных и общественных бедствиях. Она предсказала революционные события начала XX века, Великую Отечественную войну. Осенью 1941 года утешала москвичей и предрекала, что враг не возьмет столицы. Матрона была православным человеком в глубоком традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, молитва, верность святым уставам Православной Церкви являлись средоточием ее напряженной духовной жизни.
Перед смертью Матрона говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Святая постоянно молилась за Россию, часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия оставалась жива, и будет жить. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Литургический смысл паломничества
Все чаще паломники называют экскурсоводов путеводами.
– Ты сама идешь путем веры, и других ведешь. Ты – путевод, – объясняет с улыбкой Наталья, представитель воронежской паломнической службы.
Главная цель организации паломнических поездок – нести Слово Божие, говорить людям о Христе. Главное чудо в Православии – Таинство Причастия.
– После паломничества на все вокруг почему-то смотрится иначе: светлее, спокойнее, – делится Елена. – Сказывается атмосфера дней, проведенных рядом с воцерковленными людьми, которые не навязывали своих мнений, а лишь говорили о том, что их волнует. А также впечатления, полученные в церквях и часовнях, которые удалось увидеть, и почувствовать прикосновение к благодати. Все это вместе – и общение с православными, и прикосновение к святому – и есть паломничество.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра