Группа Тульского епархиального паломнического центра поклонилась святыням Высоцкого монастыря в Серпухове, а также Вознесенской Давидовой пустыни.
В Доме Пресвятой Богородицы.
Выехали из Тулы рано, прибыли в Серпуховской Высоцкий мужской монастырь до начала Божественной литургии. Многие наши паломники готовились к принятию Святых Христовых Таин и с духовной радостью причастились.
После завершения Божественной Литургии паломники заказали требы о здравии, поклонились чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь расположен в подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку. Основан он в 1374 году cерпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата – великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, который поставил в первые настоятели монастыря своего любимого ученика Афанасия. Название свое монастырь получил от места, на котором устроен, которое в древности прозывалось Высокое.
Высоцкий монастырь занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.
Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».
Все знают, что чудотворной иконе «Неупиваемая чаша» молятся об избавления от недуга пьянства и наркомании. Но, конечно, к помощи чудотворного образа прибегают и при других духовных потребностях.
– Меня поразило то, что в Покровском храме обители пред чудотворным образом Божией Матери “Неупиваемая Чаша” и днем, и ночью, всегда неугасимо горит лампада, – рассказывает Зоя Васильева. – Это словно наши молитвы, которые во всякое время из разных мест обращены к Божией Матери.
Наши паломники поклонились и приложились к иконе, поклонились св. мощам преп. Афанасия Высоцкого и других святых.
Земля и источник освящены еще молитвами прп. Давида
Далее отправились в Вознесенскую Давидову пустынь, которая расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Пустынь недалеко от двух подмосковных городов – Серпухова и Чехова, да и от Москвы она находится довольно близко, всего в восьмидесяти пяти километрах.
Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года и чудотворцем.
Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их.
В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезенный сюда Московским митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия.
В Давидовой пустыни есть такие святыни: мощи прп. Давида Серпуховского, прп. Моисея Угрина, часть гвоздя Распятия Христова, в монастыре собрано около двухсот частиц мощей святых угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии. Есть здесь и глава Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода), и часть святых мощей мученика Евстафия Плакиды,
В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов. В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны.
В 1992 году жителями поселка Новый быт была образована православная община, и ей передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря. В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная литургия, 1 июня оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи преподобного Давида (местночтимый святой Московской Епархии).
Наши паломники посетили Никольскую и Знаменскую церкви и собор Всемилостивого Спаса, который поразил паломников своей неземной, величественной красотой. Кто бывал в монастыре несколько лет назад, говорят, что глазам не верится, а душа радуется такому возрождению Руси православной.
Внутри всех храмов стоят троны. Передают предание, что сам Иван Грозный должен был посетить монастырь, и для царя их и поставили, но царь так и не приехал.
Наши тульские паломники посетили святой источник прп. Давида в селе Талеж. Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. На огороженной охраняемой территории находится сам святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни – мужская и женская, беседка и дом священника.
Из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Погода в этот день была сложная, на дорожках и ступеньках – гололед. Но за водичкой спустились все, а некоторые даже окунулись в купели. Потом мокрые, кто из купели, кто из-за снега с дождем, набрали водички из святого источника.
Источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящена еще молитвами прп. Давида – покровителя земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком.
– Святой источник расположен на берегу речушки, которая петляет по дну заросшего оврага, – рассказывает паломник Геннадий Сергеев. – Русло реки оформлено искусственными водопадами. Не знаю, есть ли в Подмосковье еще хоть один источник, который так потрясающе сделан! Это не просто источник и купель, это целый комплекс построек. Две купели, колокольня, часовня, беседка и строение на самом источнике. Все потрясающей красоты и в идеальном состоянии. Ни пылинки. Источник охраняют. Вода из родника вкусная и долго сохраняет свои качества. Особенно красиво здесь вечером, когда темнеет, и путь к источнику украшают горящие фонари.
Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра