В преддверии Рождества Христова группа Тульского епархиального паломнического центра отправилась на поклонение иконе Святой Земли, которая совсем недавно была создана на подворье Оптиной пустыни в Москве, а также святыням Сретенского и Высокопетровского монастырей, Кийскому Кресту в храме в Крапивниках.
Путь до Москвы и по самой столице занимает несколько часов, зато за это время можно было помолиться и подготовиться ко встрече со святынями.
Икона Святой Земли на подворье Оптиной пустыни
Подворье именуется храмовым комплексом в честь Покрова Божией Матери в Ясенево. Комплекс состоит из нижнего храма во имя Архистратига Михаила и верхнего – Покрова Пресвятой Богородицы.
– Просветительская и душепопечительная деятельность подворья известного по всей России монастыря Оптина пустынь привлекает не только жителей района Ясенево, – рассказывала православный экскурсовод Елена Агапова. – Прихожанами храма являются жители всех районов Москвы, кроме того, через подворье идет поток паломников в саму Оптину пустынь из других городов.
Она рассказала об истории создания комплекса и храмов, его особенностях и находящихся здесь святынях, ответила на вопросы.
Осмотрев комплекс, паломники отметили, что когда находишься в центральном приделе рядом с изображениями Оптинских преподобных, создается впечатление, что старцы, как живые, молятся вместе с нами.
Оптинская традиция многочасовой индивидуальной исповеди также соблюдается в храме подворья. Иеромонахи иногда до поздней ночи исповедуют прихожан, чтобы уделить каждому столько времени, сколько необходимо для очищения души.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла при храмовом комплексе в честь Покрова Божией Матери в Ясенево осуществляется уникальный проект, получивший название «Икона Святой Земли». В украшенном богатой византийской мозаикой нижнем храме святого Архангела Михаила воспроизведены точные копии главных христианских святынь, расположенных на Святой Земле и связанных с земной жизнью Спасителя и Его Пречистой Матери.
Сейчас уже завершено сооружение точных копий места Рождества Богомладенца Иисуса в Вифлееме (Вифлеемской звезды), Голгофы, Камня помазания, водоноса из Каны Галилейской, колонны Иерусалимского храма Воскресения Христова, из которой однажды вышел Благодатный огонь. Подходит к окончанию строительство Кувуклии и места погребения Божией Матери в Гефсимании.
Гроб Господень в Покровском храме выполнен из материалов, привезенных со Святой Земли. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, где находится копия священного камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе также выполнено по чертежам оригинала.
По мнению настоятеля храма архимандрита Мелхиседека, высказанного в проповеди, в церкви стираются границы времени и пространства. Когда мы предстоим перед Богом, вспоминая те или иные евангельские события, мы реально при них присутствуем. И преклоняя колени у копии Гроба Господня в московском храме, духовно оказываемся в Иерусалиме. При этом, подчеркнул отец Мелхиседек, благоговейное почитание святыни никогда не является копией. Оно всегда подлинное. Мы подлинно поклоняемся святым местам и в Москве, и в Новом Иерусалиме, и в далекой Палестине.
Точная копия престола Вифлеемской звезды представляет собой нишу, символизирующую пещеру Рождества Богомладенца Иисуса Христа, в ее основании находится перламутровое изображение Иконы Рождества Господа в обрамлении серебряной звезды из 14 лучей. На звезде вокруг перламутровой иконы написано «Яко отроча родися нам».
Три года тому назад была торжественно освящена Кувуклия. Возведение копии Гроба Господня производилось по чертежам оригинала из материалов, привезенных из Иерусалима, чтобы каждый желающий имел перед собой образ и представление о Святой Земле, умом и сердцем прикоснувшись к ней в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево.
Каждая из этих святынь имеет в себе ковчежец с землей из Иерусалима – Святой Земли. Теперь любой человек, не имеющий возможности совершить паломничество к главным святыням христианства, может прикоснуться к ним здесь.
Большая часть стен верхнего храма полностью выложена византийской мозаикой. Главным мозаичным образом стал величественный образ Христа Пантократора (Вседержителя) в алтарной апсиде.
Всего несколько дней тому назад в день святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москвы и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.
Тульские паломники поклонились святыням. Впечатление было незабываемым. Позже в автобусе они делились своими переживаниями:
– Трудно описать словами ту красоту, которую нам довелось увидеть, те чувства, которые возникают при созерцании лика Спасителя в апсиде алтаря. Было полное ощущения присутствия на Святой Земле. И все это в Москве! – сказала паломница Алла Иванова. – Трудно передать словами то, что нужно видеть. И где мы сегодня побывали — на Небе или на земле.
– Духовное потрясение я испытал в нижнем храме, когда передо мной зримо и осязаемо предстали святыни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Матери Его Девы Марии. Меня буквально пронзило ощущение их реальной близости, – рассказывал паломник Сергей. – Несколько позже, по пути домой, на ум пришла мысль, что мы сегодня увидели как будто прообраз нашего жилища на небесах, дома нерукотворенного, вечного.
– Господь однажды сподобил меня побывать на Святой Земле, – рассказала паломница Инна Максимова. – И в этом необыкновенном храме я еще раз пережила чувства, которые испытала там. Просто не находится слов, чтобы их описать, это можно только испытать лично.
– Это живой лик Спасителя со взглядом, обращенным лично к тебе, – словами просто не описать, это нужно видеть воочию, – сказал паломник Павел Сергеев. – Все посторонние мысли просто убежали, как и желание говорить. Замечательно в нижнем храме – тишина, полумрак, молитва, возможность побыть наедине со святыней, почувствовать сокровенную тишину внутри.
Тульским паломникам запомнилось это святое место. Можно лишь добавить, что следующая поездка к Иконе Святой Земли состоится 8 января.
Святое место «сретения» Владимирской иконы Божией Матери
Интересным событием стало для тульских паломников посещение Сретенского монастыря, который основан в далеком четырнадцатом веке на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм обители освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Здесь сохранились фрески начала восемнадцатого века.
Паломники поклонились Туринской Плащанице (ее точная копия в натуральную величину – негатив и позитив – находятся в Сретенской обители), а также чтимому списку Владимирской иконы Божией Матери и иконе с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.
– После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие, – рассказала паломникам экскурсовод Елена Агапова. – Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но уже через год усилиями священномученика Илариона монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор – переосвящен великим чином.
Святитель Иларион, в миру Владимир Троицкий, – наш знаменитый земляк. Он родился в семье сельского священника Алексея Троицкого. Отец будущего архиепископа служил в селе Липицы Каширского уезда. Уезд был отнесен к Тульскому наместничеству, которое было преобразовано в Тульскую губернию.
Несколько дней тому назад, 28 декабря, торжественно отмечался день памяти сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В обители хранятся его святые мощи.
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери, где покоятся честные мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию.
Тогда произошло знаменательное событие: от лица участников богослужения епископ Егорьевский Тихон приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви. Владыка Тихон огласил письмо деда Святейшего Патриарха Кирилла — Василия Степановича Гундяева, написанное 3 октября 1923 года священномученику Илариону (Троицкому), и преподнес Его Святейшеству материалы архивного исследования.
В те далекие годы 4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Но в конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт, большая часть его храмов и сооружений разрушены. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В память всех жертв того времени при входе в Сретенский монастырь был установлен поклонный крест.
– Паломническая поезда – это всегда не только познавательно, но и волнительно, – сказала паломница Тамара Муравлева. – Ведь когда посещаешь святые места, то душой и сердцем прикасаешься к вечному и незыблемому. Поездка в Сретенский монастырь для меня была именно такой – волнительной и духовно значимой. Мне хотелось открыть для себя еще один знаменитый русский монастырь.
– Странная вещь: во дворе Сретенского монастыря не слышно автомобилей, – удивилась паломница Валентина Белова. – Хотя в нескольких шагах, за стеной, гудит вечно забитая машинами Большая Лубянка. Выйдя из монастыря после пребывания здесь, мы были почти оглушены теми звуками, что порождает большой город. Оглянулись назад и пожалели, что вокруг стало так шумно. Запомнилась эта легкая дорожка, бегущая к храму, этот скорбный и утешительный крест по правую руку от входящего. Тщетны попытки унести с собой хотя бы пригоршню здешнего спокойствия, тишины.
Кийский Крест Патриарха Никона
Давно уже известна православному народу такая святыня, как Кийский Крест. Несколько лет тому назад местом его пребывания стал храм прп. Сергий Радонежского в московских Крапивниках. После поклонения святыням Сретенского монастыря группа тульских паломников отправилась туда.
Этот храм во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца является самым первым и древним храмом во имя преподобного Сергия в пределах Белого города – он известен с конца шестнадцатого века. Крест, по заказу Патриарха Никона, был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову».
104 частицы святых мощей вставлены в этот Крест, он имеет поистине необыкновенную благодать.
Тайный духовник основателя Щегловского монастыря здесь принял постриг
Высоко-Петровский монастырь – один из древнейших в Москве. Он был основан в начале четырнадцатого века, когда князь московский Иван Калита предложил митрополиту киевскому и всея Руси Петру перенести русский патриарший престол из Киева в Москву, и Петр согласился.
Высоко-Петровский монастырь интересен тульским паломникам ещё и потому, что именно в этой обители начал свою монашескую жизнь строитель тульского общежительного монастыря, что в Щеглове, иеромонах Никандр (Кондрашев) – тайный духовник основателя Щегловской обители прп. Варсонофия.
Основатель монастыря, в миру Василий Иванович Макарухин, встретил и познакомился с ним в Ярославле, где Николай Кондрашев был помощником архиерейского «ризничего». Он был человек умный, благоговейный и внушал к себе полное доверие. Потому Василий Макарухин просил его переехать в Москву, а затем просил своего отца, чтобы тот обратился с прошением к митрополиту Филарету (Дроздову).
Отец обратился с просьбой к владыке Филарету, и тот благословил поместить Кондрашева в Высоко-Петровский монастырь. Здесь 15 февраля 1836 года, 180 лет тому назад, Н. Кондрашев был пострижен в монашество с именем Никандра, а в конце марта того же года рукоположен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи.
В мае 1864 года отец Никандр выехал из Москвы в Тулу, во вновь строившийся Богородичный Щегловский мужской монастырь.
И теперь с особым интересом осматривались тульские паломники в Высоко-Петровском монастыре, представляя, как жил здесь еще один знаменитый наш земляк.
Встретил паломников собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют концом семнадцатого века. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма паломники увидели множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же – черепами.
Для современного человека эта картина, если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольно проста: до конца восемнадцатого века здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.
Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади – это собор Петра Митрополита, который был построен в далеких 1514-1517 годах.
Удивляет храм тем, что не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его люди смогли только после реставрации в ХХ веке.
Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразованиями храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.
Центр жизни монахов – храм преподобного Сергия Радонежского. Здесь находится главная святыня монастыря – часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Здесь же есть ковчеги с частицами мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.
Важным для паломников было поклонением святыням, находящимся в монастыре. Здесь хранят Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.
– Мне было интересно узнать, что когда митрополит Петр переехал в Москву, то, привыкший к уединению, он не смог долго жить в шумном многолюдном Кремле и попросил князя построить недалеко небольшой монастырь, – сказала паломница Надежда Серова. – Так на берегу реки Неглинной у села Высокое возникла обитель апостолов Петра и Павла, в которой и поселился митрополит Петр. По-моему, эта обитель до сих пор тихая и немноголюдная, по старинным заветам.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра