По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия состоялась совместная конференция Тульского епархиального паломнического центра и Богородичного Щегловского мужского монастыря Тулы. Конференцию открыл архимандрит Клавдиан, председатель Тульского епархиального паломнического центра и наместник Богородичной Щегловской обители, доктор богословских наук.
– Первые святыни Щегловского монастыря были подарены Русским на Афоне Пантелеимоновом монастырем и прибыли в Тулу с Афона в XIX веке. Тогда же появились в нашей обители и иконы Божией Матери «Млекопитательница», первый образ которой хранится также на Святой горе Афон. Потому мы сочли своим долгом собраться сегодня для работы нашей конференции, раскрыть тему пребывания русского монашества на Святой горе Афон, узнать новое, обсудить услышанное. Есть намерение также увидеть афонские монастыри своими глазами, потому ожидаем организации паломничества на Святую гору Афон, чтобы посетить святые места, помолиться у чудотворных икон, поклониться памяти старцев и попросить святых молитв.
Это святое место, посещение которого может привести к полному перерождению души
«Русские монашествующие на Святой горе Афон» – это тема первого доклада, с которым выступил иеродиакон Евлогий (Харитонов) Щегловской обители, кандидат философских наук:
– Ваше Высокопреподобие, досточтимые отцы, братья и сестры, дорогие гости! Русские иноки на Афоне появились почти три десятилетия спустя, как состоялся выбор на Руси Православной веры. За этот промежуток времени Русь окрепла в колыбели своего исторического бытия. С этим можно сравнить и время возрождения Православия в России с восьмидесятых годов двадцатого столетия. История повторяется. За такие же два параллельных отрезка времени русские впервые пришли на Святую гору Афон и позднее, в современное нам время, восстановили там свое присутствие – за последние десятилетия после празднования 1000-летия Крещения Руси. А нынче уже отмечается 1000-летие русского присутствия на Афоне, как естественное следствие сделанного выбора равноапостольным князем Владимиром.
Доклад иеродиакона Евлогия был посвящен обзору истории этого присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Для русского человека это одно из самых святых мест на Земле. В иерархии таких мест главенство, конечно, за Иерусалимом и Святой Землей, здесь происходили Евангельские события и все освящено пребыванием Богочеловека Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов и первых христиан.
Святое место имеет особую благодать. Имеет исключительную притягательность по благодати – как особо выразительно писали об этом святые отцы того периода иконоборческих споров, преподобные отцы Иоанн Дамаскин и Феодор Студит.
По устному афонскому преданию Афон является исключительным Уделом Божией Матери, который Она посетила при жизни. А Спаситель Христос, постоянно призываемый в основном монашеском делании – молитве Иисусовой – сопребывает от начала подвижничества здесь с теми чистейшими монашескими душами, которые пытаются Ему послужить.
После Иерусалима Афон – то особое место на Земле, для посещения которого не жалко ни часов, ни дней, ни средств, ни самой жизни. Это место, посещение которого может привести к полному перерождению души человека. Многие русские монашествующие, вступив в святые пределы Афона, оставались здесь навсегда, не возвращаясь в мир.
1016 год – год точного присутствия на Афоне русских монашествующих. Они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов, для своих подвигов они избрали удаленное от побережья и корабельной навигации место, в центральной части Афона, в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.
В акте Великой лавры за февраль 1016 года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит и такая подпись: «Герасима монаха, милостью Божией пресвитера и игумена обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал».
Эта обитель Роса известна была как монастырь Древодела – Ксилургу, акты которого сохранились в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря.
Передача святынь Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в дар тульскому Богородичному Пантелеимонову монастырю
Затем в своем докладе игумен Феогност (Авдеев) рассказал о покровительнице тульского общежительного монастыря, что в Щеглове, – иконе Божией Матери «Млекопитательница», духовной связи двух монастырей – афонского и тульского. И об историческом моменте передачи святынь Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в дар тульскому Богородичному Пантелеимонову монастырю, что в Щеглове – после чего и появилась в Туле икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей.
– Русская обитель со Святой горы Афон, прислав святыни из Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, таким образом, послала свое благословение в Тулу, в Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь. Посредниками были отец Герман (Бочарников) и архимандрит Макарий (Сушкин), настоятель Русского монастыря на Афоне, наш знаменитый земляк — сын тульского купца Ивана Сушкина.
Драгоценный дар Святой горы был удостоверен надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата. Мощи доставлены были в Тулу и торжественно перенесены в монастырский собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».
По этому случаю в особых духовных листках рассказывалось:
«10 сентября 1866 года его Преосвященство Преосвященнейший архиепископ Никандр будет совершать в Щегловском монастыре всенощное бдение, а 11 – Божественную литургию и после нее молебен – по случаю привезенных из св. Афонской горы в дар помянутому монастырю: части животворящего древа Креста Господня и св. мощей Великомученика и Целителя Пантелеимона и преподобномучеников Игнатия, Акакия и Евфимия».
Игумен тульского монастыря Нафанаил позже обратился снова на Афон к архимандриту Макарию (Сушкину) с просьбой повторно выдать грамоту и получил свидетельство. На Из ответа отца Макария (Сушкина) было очевидно, что «св. мощи и другие святыни с Афона были действительно привезены в дар обители отцом Германом (Гавриилом Васильевичем Бочарниковым). Во время переписки архимандрит Макарий (Сушкин) приложил к письму свидетельство такого содержания:
«Св. Афон Русский св. Пантелеимонов монастырь. 1884 г. мая 29. Русский на Афоне монастырь св. Великомученика и Целителя Пантелеимона сим удостоверяет, что по усердному прошению ктиторов и благодетелей новосозидаемого Богородичного монастыря близ Тулы, даруется оному монастырю от нашей обители во благословение следующая святыня: часть Животворящего Древа Креста Господня. Часть от Камня Гроба Господня и частицы св. мощей угодников Божиих: св. Великомученика и Целителя Пантелеимона и св. Преподобномучеников: Евфимия, Игнатия и Акакия. В удостоверение сего свидетельствуем подписом и приложением священной монастырской печати.
Игумен Русского на Пантелеимонова монастыря. Духовник Иероним». Ниже стояла дата «Октября 15 дня 1866 года №104. Таким образом был выставлен год первоначальной грамоты.
Влияние Святой Горы на духовное становление и развитие Руси играло решающую роль на протяжении всей ее тысячелетней истории. Собственно, именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование самобытного русского Православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей.
Архимандрит Макарий (Сушкин), избранный в 1875 году настоятелем Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, сумел увлечь не только свою семью, не только миллионные капиталы купцов Сушкиных (его братья, как и отец, тоже были успешными купцами) – он сумел всю Россию увлечь на Афон! Или точнее, увлечь Россию Афоном.
Согласно статистике развития афонского монашества, в начале прошлого века уже было семьдесят русских скитов и монастырей на Афоне. Это, конечно, Свято-Пантелеимонов монастырь. Это два скита – Ильинский и Андреевский, не уступавшие по своему величию и значению даже монастырям «афонской двадцатки» (или «большой двадцатки»).
Большое влияние оказал Русский на Афоне Пантелеимонов мужской монастырь на формирование духовной жизни в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре после его учреждения.
Непрекращающееся присутствие Богородицы в своем земном уделе свидетельствуется чудотворными иконами
Следующим был рассказ о чудотворных иконах Божией Матери в монастырях Святой горы Афон. О них рассказывал иконописец Юрий Викторович Земцов, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии ТулГУ.
– В нашей иконописной мастерской был написан образ Пресвятой Богородицы Горы Афонской Игуменья – для Тульского Щегловского монастыря. К выполнению этого заказа мы подошли с особенным благоговением, поскольку почитаем земной удел Божьей Матери и чаяли видеть его связь с родной тульской землей благодаря наличию данного образа в обители. Святая Гора – особенное место, где ощущается присутствие Богородицы. Существенная составляющая этого присутствия выражена множеством чудотворных икон Богородицы в Афонских обителях. В каждом из двадцати монастырей и во многих скитах и кельях есть одна или нескольких чудотворных икон с особым празднованием в году, своей историей и иконографическим типом. Многие из этих икон являют участие Пречистой в попечении о жизни афонских обителей.
Образ Горы Афонской Игумения – не самый древний из этих икон, но в большей степени, чем прочие, выявляющий характер связи Пречистой со своим земным уделом. Первый чтимый образ с такой иконографией был создан в бывшей русской келлии святителя Николая Чудотворца на Афоне (другое название – Белозёрка, искаженное греч. Буразери; в настоящее время приписана к монастырю Хиландар), которая была известна русскими насельниками-иконописцами. Икона выполнена в академической манере одним из мастеров по заказу греческого губернатора Афона в начале двадцатого века.
Пресвятая Богородица изображена в рост, без Младенца, на облаках в монашеской мантии архимандрита со скрижалями, правой рукой благословляет, в левой держит посох и развернутый свиток со словами: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». В нижней части иконы – развернутая по горизонтали панорама Афона на фоне морской глади, за головой Богоматери – лучащееся солнце.
Юрий Викторович рассказал и о других чудотворных иконах – таких, как Экономисса, Елеоточивая, Троеручица, Вразумившая экклесиарха и других. Непрекращающееся присутствие Богородицы в своем земном уделе свидетельствуется чудотворными иконами. Их история и особенности почитания являют живое и непосредственное участие Пречистой в монастырской жизни, выражающееся и в осуществлении наставлений, помощи, покровительства носителям монастырских должностей-послушаний и даже в исполнений отдельных послушаний игумена и эконома Ею Самой.
Наши педагоги стараются рассуждать с детьми на волнующие их темы
Воспитание нравственных и духовных ценностей воспитанников воскресной школы через развитие творческого потенциала и изучение истории Святой горы Афон. Это тема еще одного доклада, который сделала Римма Николаевна Сорвина, руководитель методического объединения преподавателей воскресных школ Тульской епархии, завуч воскресной школы Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря.
– Человек, ищущий спасения души, должен иметь основательные знания о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить и действовать. Однако для того, чтобы жить по-христиански, недостаточно одного знания о добродетельной жизни, необходим живой образец и пример. Христианство указывает нам такой образец в лице нашего Спасителя. Примером для подражания являются святые люди, которые прошли путем, указанным Господом, выбрав местом пребывания и молитвы Святую гору Афон. Нелегко жить в соответствии с заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Сложно остаться христианином в современном мире. Без Божией помощи это даже просто невозможно! Надо эту благодатную помощь мы и должны надеяться, призывая Господа в своих молитвах
Рассказывая детям о монашеских обителях Афона, наши педагоги стараются рассуждать с детьми на волнующие их темы, предлагают задуматься о серьезных, взрослых вопросах: что такое добродетель? Почему при совершении добрых дел важно сочетать собственные усилия и помощь Божию? Что такое христианский подвиг? Почему подвиг земной жизни необходим каждому христианину? Почему добродетельная жизнь приносит человеку радость?
К ответам приходим через рассуждения, изучение Закона Божиего, опыта афонских святых старцев. Дети задумываются над тем, что такое Совесть и спасение души.
Участникам конференции понравилась презентация деятельности монастырской воскресной школы. Римма Николаевна живо рассказывала о детях, о их способности верить и понимать важные нравственные проблемы. Лица слушателей буквально просветлели, когда они смотрели на фото учащихся, выступающих на детской конференции, посвященной Афону, или просто развешивающих зимой кормушки – для помощи Божией твари.
Мы под большим впечатлением… До слез! Это честно…
В заключение конференции был показан видеофильм «Афон и Богородичная Щегловская обитель: сугубое поклонение иконе Божией Матери «Млекопитательница», святому целителю Пантелеимону». В этот фильм вошли фото и видеоклипы как об истории Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, так и Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря в Туле. А также съемки, сделанные на Святой горе Афон во время недавнего путешествия туда группы тульских паломников.
Понорамные виды полуострова, самих монастырей, съемки Богослужений и уединенной тихой молитвы – все было интересно участникам конференции и вызвало у них множество эмоциональных положительных отзывов.
По итогам конференции была принята резолюция. Ее содержание прокомментировал иеродиакон Евлогий:
– Безусловно стоит более подробно уделить внимание исследованию афонской монашеской традиции и укоренению ее среди православных обителей и Тульской епархии, и всего православного народа Божия на Руси.
После завершения конференции все присутствующие были приглашены на монастырскую трапезу. Здесь продолжился разговор о новых открытиях, которые участники сделали для себя на конференции.
Мнение от имени всех высказала прихожанка Галина Александровна Сидорова:
– На конференции, которая сегодня была в нашей Щегловской обители, мы узнали много нового: рассказ об истории икон, об исторических и духовных событиях произвел на нас незабываемое впечатление. Теперь мы еще с большим благоговением будем подходить для поклонения к иконе Божией Матери «Млекопитательница», понимая, что все духовные корни нашего монастыря и списков наших икон – все это с Афона. А Святая гора Афон для нас – самое святое место на Земле. Большое спасибо за эту конференцию. И большая наша благодарность всем, кто восстановил наш монастырь. Мы под большим впечатлением… До слез! Это честно…
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра