Поездка по святым местам Тверской епархии началась с паломничества в Нило-Столобенскую пустынь. А потом были незабываемые святые места Старицы.
Раннее утро. Природа еще не проснулась: даже ветер едва шелестит листьями, и птицы едва начинают перекликаться в ветвях. Вокруг дороги привычный русский лес.
Вдруг деревья расступаются, и перед паломниками – ворота подворья Нило-Столобенской пустыни.
Окунуться в воды святого источника во спасение души.
При входе в ветвях одинокой сосны икона Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках, а по левую руку – святитель Николай, Мирликийский чудотворец. Именно так, в ветвях сосны, в чаще леса в 1539 году была чудесным образом явлена икона, получившая название Оковецкой, или Ржевской (Оковцы, сейчас село Селижаровского района, тогда территориально относилось к окраине Ржевских земель). На месте чудесного явления забил источник, почитаемый долгие века как святой и целебный. Это и есть цель нашего столь раннего паломничества – окунуться в воды святого источника во спасение души, во исцеление души и тела! Вода источника всегда одной температуры +4 градуса, но находятся смельчаки, которые окунаются.
Стремимся приложиться к Оковецкой иконе. Конечно, это список с чудотворного образа. А явленная в XVI веке икона так же чудесным образом исчезла. В 1930 г. прямо во время Литургии явился уполномоченный, приказавший прекратить службу, разогнал прихожан и запер храм на замок. Утром уполномоченный вскрыл своим ключом храм, однако иконы на месте не нашел. Так Пресвятая Богородица сберегла свой образ от поругания.
Пророчество о создании обители исполнено.
Отправляемся в Нило-Столобенскую пустынь. На острове Столобный подвизался и прожил 27 лет в уединении преподобный Нил Столобенский.
Нило-Столобенский монастырь встречает нас солнцем. Литургия! Благолепное пение монашеского хора! Души паломников поют херувимскую песнь, пение уносится ввысь. А вокруг столько людей! Благоговейно припадают паломники к раке с мощами святого преподобного Нила, шепчут слова молитв…
– Всех встречает преподобный Нил Столобенский, – рассказывает паломница Нина Селиверстова. – Обо всех он молится Господу нашему. И всем он ответит, стоит лишь открыть ему свое сердце.
В нынешнем году исполнилось 422 года со дня основания на месте подвигов преподобного Нило-Столобенской пустыни. Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Известно только, что в Иоанно–Богословском Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг с именем Нил. В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде, у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединенно, питался травами и желудями, все время проводил в молитвах. Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Через 13 лет он перебрался на новое место – остров Столобный на озере Селигер, в 7 верстах от Осташкова. Первый год жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню.
За день до своей кончины преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо–Рожковского монастыря отцом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь.
Через сорок лет здесь был построен деревянный Богоявленский храм, и получено благословение у патриарха Иова на устроение на острове Столобный мужской обители. И теперь, как и раньше, в Нило-Столобенскую пустынь стекаются паломники со всей России – поклониться угоднику Божию, преподобному Нилу. Главные святыни монастыря – святые мощи преподобного Нила Столобенского и находящиеся при них его келейная чудотворная икона Божией Матери, называемая Селигерской, и икона самого угодника Божия, писанная в 1595 году иноками Иовом и Нифонтом.
По милости Божией служит братия обители у мощей преподобного Нила.
Монастырь – это целый город, состоящий из построек самого разного назначения: тут и жилые строения, и хозяйственные, огромные покои для настоятеля монастыря и братии, монастырская гостиница, многочисленные амбары, погреба, кузницы, судоремонтные мастерские, конюшенный двор и фруктовый сад. Монастырь окружен высокой каменной оградой с башнями, у стен пустыни вдоль берега разбит тенистый парк.
Гранитная набережная с Архиерейской пристанью 1812 года (в 1842 году перестроена) и Светлицкой башней (1870 г.) оформляет парадный фасад монастыря со стороны озера.
Долгое время здесь был настоятелем архимандрит Вассиан (Шуста). В России ныне это единственный священник, прослуживший в одной епархии более пятидесяти лет! В самые тяжелые безбожные годы он охранял мощи преподобного Нила в Вознесенской церкви Осташкова. В обители во время экскурсии напомнили паломникам слова старого настоятеля:
– По милости Божией уже полвека я служу у мощей преподобного Нила. И все эти годы я ощущаю его незримое присутствие и молитвенную помощь. Сейчас многие люди приходят в монастырь с искренним желанием остаться, но не все они встали на монашеский путь. Святый Божий угодник преподобный Нил Столобенский строго выбирает себе в братию только тех, кто действительно призван на служение Богу в иноческом звании, кто способен с терпением нести нелегкий крест иноческой жизни.
Вот как живет обитель сегодня: в Ниловой пустыни встают рано, в пять утра. В обители есть огород, виноградники. Помимо церковных послушаний, братия трудится в экономской и келарной службах, в ризнице, монастырской гостинице, библиотеке, канцелярии, иконной лавке, свечной мастерской, занимается подготовкой новых книг к изданию, трудится на просфорне, пекарне, в молочном цехе, на огороде, проводит экскурсии для паломников, и если необходимо, то выходит на общие послушания. В обители есть просфорный цех, производство свечей, автотракторный парк и подсобное хозяйство.
Монастырь имеет свою пасеку, от которой получает воск для изготовления свечей и великолепный мед, который не только вкусен, но и по-настоящему целебен, потому что собирают его пчелки в одном из самых экологически чистых районов Верхневолжья. Знаменитый ниловский мед, который продается в монастырских лавках, добавляется в коврижки, круглый год подается к столу в трапезной и является одним из популярных сувениров у паломников, бывающих в Нило-Столобенской обители. Насельники монастыря собирают мед под руководством опытных пчеловодов. Одна из двух монастырских пасек находится в деревне Рылово, неподалеку от Спасо-Преображенского скита, что на Оковецком источнике.
Фасовка чая – есть и такое послушание в Ниловой пустыни. В монастыре производят два вида травяного чая, расфасовывают иван-чай. Летом трудники монастыря занимаются сбором трав на экологически чистых монастырских угодьях в окрестностях озера Селигер. А технология производства свечей соответствует старинной: свечи изготавливают путем многократного обмакивания фитиля в воск для постепенного наращивания ее толщины.
О существовании монастыря знает, наверное, каждый россиянин. Но немногим известно, что святыню можно посетить не только в качестве туриста или паломника.
Обитель нуждается в таких специалистах как водители, автослесари, сварщики, доярки, повара, охранники, разнорабочие. А также всегда нужны люди специфических профессий: просфорники, певчие, свечники, хлебопеки.
Как и у любого монастыря, здесь есть свой устав. Приезжающие в обитель трудиться должны быть готовы к внутреннему подвигу – это и неблагоустроенные бытовые условия, и ежедневные службы с 5 часов утра и в 18 часов вечера, которые длятся от двух до пяти часов и более. Иногда сюда приходят на послушание и некрещеные люди. Обитель им не отказывает. Путь к Богу у каждого свой, и, может быть, побыв в монастыре, человек обретет веру.
– В Ниловой обители считают, что с духовной позиции важнее восстановить не ограду и стены, а души людей, которые разрушены атеизмом, – вспоминает паломница Анна Корнилова. – По-моему, это правильно: сейчас время собирать камни, которые россияне разбрасывали в течение более 70 лет.
В Старице поклонились памяти первого патриарха Иова.
Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. Камень отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга – и туда. Внизу колокольни есть крылечко – это вход в усыпальницу святителя Иова. Родился он в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха.
Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, и паломники сегодня видят только саму гробницу.
– Оказывается, царь Иван Грозный любил Старицу, ласково называл ее “любим-город” и частенько наведывался в Успенский монастырь, – рассказывает паломница Светлана Родионова. – Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда.
– Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом, – рассказывает паломник Павел Соколов. – В лучах заходящего солнца золотилась волжская вода, мыслилось ясно. И как-то очевиднее стало, что нынешнее паломничество помогло нам на пути к спасению души. Мы просили о помощи святых заступников и надеемся на их молитвы о нас.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото Марины Ефимушкиной