Беседа паломников, побывавших в Спасо-Преображенском монастыре и его скитах на Соловецких островах, чтобы помолиться у мощей великих русских святых – Зосимы, Савватия и Германа и помянуть Соловецких новомучеников и исповедников.
Беседа паломников о поездке по святым местам Русского севера состоялась в конце самой этой поездки в автобусе. Вначале православный экскурсовод Дмитрий Борисович Струков напомнил об основных пунктах путешествия: паломники побывали в Варлаамо-Хутынском монастыре, в обители преподобного Александра Свирского, в Важеозерском монастыре, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. А уже после Соловков – на Валдае.
Светлана Леонидовна Шнырева:
– Мы побывали в удивительных святых местах, многие из нас никогда здесь и не бывали. Это поразительно, мы поклонились преподобному Александру Свирскому, тайнозрителю Святой Троицы, единственному из русских святых, который был удостоен видения Светоносной Троицы! И его ученикам: преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским. Поклонились и приложились к нетронутым временем, чудесным образом сохранившимся мощам великого святого.
После молебна пошли на экскурсию по монастырю под лучами осеннего солнышка и посетили Троицкую часть монастыря с часовней на месте, где преподобному явилась Святая Троица. Побывали и в Преображенской части с Троицким собором, в котором любовались яркими фресками собора, которые сами собой обновляются последние годы. Помолились в келье на месте, где молился сам преподобный Александр.
Помню Важеозерский Преображенский монастырь, который находится в Карелии на берегу озера Важе среди лесов. Преображенский храм в давнее время освящен святым праведным Иоанном Кронштадтским, который неоднократно посещал монастырь.
Здесь мы помолились у надгробия основателей обители преподобных Геннадия и Никифора. Сейчас над местом их упокоения стоит храм Всех Святых. Важеозерский монастырь очень маленький, всего восемь монахов. Храмовая икона прп. Геннадия и Никифора Важеозерских и Важеозерских святых была сохранена в безбожное время и ныне возвращена в монастырь.
Ирина Петровна Савельева:
– Запомнилась молитва на могиле блаженного инока Владимира, это одно из самых посещаемых святых мест Карелии. Инок слыл за юродивого, был всегда полон любви, молился за всех, за весь мир, каждому нес помощь и утешение. В возрасте двадцати лет, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, юноша отправился в паломничество по России, обошел почти сорок губерний, побывал на Святой Горе Афон, в Салониках и на Святой Земле.
В возрасте около сорока лет Владимир поступил в Важеозерскую пустынь, где принял монашеский постриг с тем же именем и подвизался в этой обители, неся подвиг юродства, до ее закрытия в 1919 году. В годы советской власти инок поддерживал своих духовных чад. Он опять начал странствовать и часто уходил от приютивших его людей в непогоду и дождь, чтобы посетить страждущих, говоря: «Мне Матерь Божия велит идти, я должен идти, я у Нее в послушании».
Инок принял мученическую кончину, пьяные матросы выбросили его из трамвая на полном ходу. Он предсказал, что его тело будут несколько раз перезахоранивать и последнее пристанище он найдет в Важеозерской обители между трех берез.
На экскурсии по монастырю нам рассказали непростую историю Важеозерской обители. После революции монастырь был закрыт, монахи разогнаны, в двадцатые годы оставшиеся иноки Важеозерской обители были расстреляны на территории монастыря.
Галина Александровна Лапшина:
– Запомнился ночлег на Соловецком подворье, здесь все так просто, но мирно и уютно.
Утром на монастырском катере «Святитель Николай» отправились на Соловецкие острова. Белое море встретило нас ласково, шторма не было. Немного на Земле таких мест, как Соловки. Они находятся в 165 километрах от Полярного круга, это почти как от Тулы до Москвы. Шесть больших и множество мелких островов, вместе взятые, составляют архипелаг, но при этом каждый остров не похож на другой.
Мне очень понравилось на Соловках. Я не испытывала такого благодатного ощущения, даже когда была в Иерусалиме. Мне показалось, что это первозданный мир, словно здесь истоки христианской религии, ее корни.
Я бывала во многих святых местах, но Соловки – это уникально! Здесь потрясающий по мощи и красоте Соловецкий монастырь, самое грандиозное древнее сооружение, которое я когда-либо видела. Соловецкая крепость – это такое сочетание мощи природы и созидания трудами человека!
Я смотрела на огромные валуны Соловецкой крепости, на суровое море и ощущала, что Соловки – это непоколебимые хранители нашей веры. Это останется на века.
В далеком XV веке на Большом Соловецком острове вблизи Секирной горы поселились иноки Савватий и Герман. После смерти Савватия на Соловках появился еще один отшельник – Зосима. К Зосиме и Герману стала собираться братия.
Свято-Вознесенский скит находится на Секирной горе, названной так в честь чуда, случившегося здесь во времена жительства преподобных Савватия и Германа. По преданию, здесь два ангела высекли жену рыбака, мешавшего инокам предаваться молитвенному подвигу.
Жаннета Петровна Моргунова:
– Белое море необыкновенно красивое. Когда смотришь на горизонт, то кажется, что небо здесь гораздо синее и ниже, чем в нашей средней полосе. Соловецкий и другие монастыри, посещаемые нами, произвели огромное впечатление. А знакомство с духовным центром Соловков – Спасо-Преображенским монастырем, окруженным могучей крепостной стеной, принесло совершенно новые ощущения. На небольшой территории монастыря находится семь храмов, большая часть которых объединена между собой, создавая мощный архитектурный комплекс. Главный храм – Спасо-Преображенский собор.
Незабываемые природные ландшафты севера и, конечно, присутствие русского духа – такими мне запомнились Соловецкие острова. В семидесятые годы я уже была на Русском севере, но то, что я увидела сейчас, это все совершенно новое – настолько здесь все изменилось в лучшую сторону.
Галина Васильевна Долгополова:
– Мне понравилась доброжелательная обстановка в нашей группе. А на Соловках мне стало грустно, ведь это место мученичества невинных людей. В двадцатом году прошлого века монастырские колокола отзвонили в последний раз, обитель закрыли, а три года спустя на Соловки прибыл первый пароход, доставивший партию заключенных. Так возникли Соловецкие лагеря особого назначения (сокращенно СЛОН), подведомственные ОГПУ.
Само слово «Соловки» превратилось в синоним расправы, это название места, откуда не возвращались. Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них были замучены и расстреляны на Соловках или в местах пересылки.
Осталась в памяти экскурсия по Соловецким скитам, которую провела умная, сильная своими знаниями экскурсовод.
Прошло шестнадцать лет с тех пор, как были канонизированы Церковью более тридцати Соловецких новомучеников и исповедников и установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких (23 августа).
Мы посетили остров Анзер. Здесь два скита: Свято-Троицкий (основан в 1621 году) и Голгофо-Распятский (основан в 1713 году). Первый скит на острове Анзер в честь Пресвятой Троицы основал преподобный Елеазар, здесь же принял монашеский постриг патриарх Московский Никон.
Еще одним подвижником этих мест был бывший духовник царской семьи, преподобный Иов Анзерский. Больше трехсот лет назад чудесным образом ему явилась Пресвятая Богородица и преподобный Елеазар. По повелению Божией Матери преподобный Иов, на горе, названной Голгофой, построил церковь во имя Распятия Христова. Удивительно, что эта гора находится на одном меридиане с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Спаситель.
В лагерное время Голгофо-Распятский скит стал местом содержания заключенных, и Голгофа стала местом страданий для тысяч людей. В память о них на склоне горы выросла береза-крест.
Ольга Станиславовна Исаева:
– На месте явления Божией Матери была поставлена церковь Воскресения Христова. Соловецкие острова – незабываемое святое место. Но в связи с разговором о видении Пресвятой Богородицы я бы хотела напомнить и о посещении монастыря Александра Свирского. Помните, ведь преподобный Александр Свирский – единственный святой во времена Нового завета, которому явилась Святая Троица в виде Трех Ангелов. И вот мы побывали в таком потрясающем месте! Большое впечатление произвел экскурсовод Свирского монастыря.
Александр Павлович Шевчук:
– Я увидел в Соловках оплот Православия. То, что раньше я видел в фильмах, созерцал воочию, и для меня это был как глоток свежего воздуха. Это мир идеальных людей, без молитвы которых нам, обычным мирянам, было бы сложно. Отгородившись от мирской суеты, монахи с пятнадцатого века жили здесь замкнутой жизнью, принося обеты бедности, целомудрия и послушания. С тех пор главной особенностью Соловков стала их духовная атмосфера, как говорят православные – «намоленность». Соловки освящены Божией благодатью, которую стяжали поколения подвижников-иноков своими молитвами.
Мне запомнилась на Соловках экскурсия на Секирную гору в Свято-Вознесенский скит. На вершине горы храм-маяк, возвышающийся до ста пяти метров над уровнем моря. В годы лагерей здесь был устроен штрафной изолятор, где заключенных жестоко мучили и расстреливали. В память обо всех пострадавших в годы гонений на горе был установлен поклонный крест. Кстати, прекрасно, что за всю поездку не было плохих экскурсоводов.
Валентина Викторовна Юлина:
– Программа поездки на Соловки насыщенна и в духовном, и в познавательном плане. Я почувствовала, что здесь сохранились традиции строгой монастырской жизни. Этот остров – настоящий райский уголок. Ощущение чуда не покидало нас все дни пребывания на Соловках. Помню, как долго мы рассматривали макет ансамбля Соловецкого монастыря – весь монастырь лежал перед нами, как на ладони. Здесь интересна не просто история Соловецких островов, а духовная история. После службы был крестный ход вокруг Соловецкого монастыря. Я впервые участвовала в крестном ходе. Для меня это был первый серьезный шаг к истинному Православию.
Татьяна Евгеньевна Чугунова:
Во время паломничества я увидела широту и необозримость нашей России. Особенно большое впечатление произвели карельские озера.
Владимир Викторович Бондаренко:
Соловки произвели огромное впечатление. Удивило, как эти святые подвижники в два топора обустроили свою жизнь на Соловках. Монахи копали огороды, валили лес, вываривали из морской воды соль, строили церкви, крестили жителей Беломорья. Поражает инженерная мысль иноков, создавших в XVI и XVII веках отопление, водоснабжение монастыря, их огромная хозяйственная деятельность и трудолюбие братии.
Всякое место, посещаемое паломниками, всегда привлекает их своими святынями. Много святынь и на Соловецких островах. Здесь есть мощи, есть святое озеро, Святые ворота, явленные иконы – Сосновская, Запечная…
Особенно понравились озера, удивительная тишина и первозданность природы. Нам удалось прикоснуться к святыням, понять суть духовных традиций Православия, пополнить знания о богатейшей истории монастыря и религии.
Валентина Николаевна Тамбовцева:
– А на меня наибольшее впечатление произвел Валдай. Экскурсовод рассказал, что патриарху Никону было видение: огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане монастырь на Валдае был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции. Икона Иверской Божьей Матери – главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре в Греции. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копий и списков.
Елена Захаровна Соколова:
– Мне думалось, что я поехала просто отдохнуть на Соловки, и больше всего мне понравилось путешествие по озерам. Мне не хотелось возвращаться домой, а хотелось остаться здесь, чтобы созерцать потрясающую девственную природу: острова с прозрачными озерами, леса, покрытые мхом и разнотравием. Все это производит неизгладимые впечатления. Великая благодарность Господу Богу нашему за эту поездку! Я чувствовала грусть от расставания с природой Русского севера.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломников Ольги Исаевой и Елены Соколовой