Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в Новом Иерусалиме в тот день, когда отмечается память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (этот праздник также именуется Воскресение Словущее).
– Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название, – рассказывала экскурсовод Елена Агапова. – Главная христианская Святыня, главный христианский храм – это храм Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», то есть, возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе – на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста.
Паломничество началось с совместной молитвы и пения тропаря свт. Николаю Чудотворцу. В автобусе экскурсовод познакомила тульских паломников с историей Ново-Иерусалимского монастыря, задуманного и построенного патриархом Никоном как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, и его святынями.
В 1656 году, ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу, Никон распорядился о строительстве нового монастыря, который должен был стать религиозным центром всего православного мира, поскольку русские люди тогда были убеждены, что «Москва – Третий Рим», что только здесь Православие сохранилось во всей чистоте. С тех пор прошло ровно 360 лет.
Паломники побывали на службе в Воскресенском соборе. Затем для них была проведена экскурсия по собору и монастырю. Интересно было познакомиться и с историей обители. Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества.
Паломники побывали в Кувуклии (часовне Гроба Господня), полюбовались ярким светом солнечных лучей, проникающих сквозь ротонду Воскресенского собора.
Паломники на коленях подошли к гробу Господню, к погребальному ложу Спасителя. Здесь только головная повязка, та плащаница, в которую было завернуто тело Господа Иисуса Христа. В те далекие времена два ангела сидели там, где было положено тело Господа.
Свод Кувуклии покрыт копотью. Ее оставили специально как отголосок Великой Отечественной войны. По просьбе Патриарха Никона из Святой земли был привезен кипарис, и монастырский мастер вырезал из него крест по размерам того, на котором был распят Спаситель.
Этот крест почитается чудотворным. Он мироточит, часто благоухает, является действительно святыней, к которой люди приходят и получают исцеление, облегчение, утешение.
Чтобы обойти весь храм Воскресения со всеми его многочисленными приделами, не хватит и одного дня. Патриарх Никон, чье место последнего упокоения также находится здесь, мечтал воссоздать в подмосковной Истре Русскую Палестину. Река Истра переименована в Иордан (Иордань). Окрестные холмы и деревни также получили новые, библейские, названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Чтобы сходство было более полным, в далекие годы в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить.
Все святыни, хотя формально и являются лишь образом и повторением иерусалимских, по вере людей могут творить чудеса. Благодать Божию можно получить такую же, как там, в Святой земле, это уже зависит от Господа и от нашей веры.
Тульские паломники приложились к основным святыням монастыря: иконе «Тихвинская» Божией Матери и мощам св. мч. Татианы. Посетили храм Успения Пресвятой Богородицы и подземную церковь св. равноап. Константина и Елены. В церкви св. Константина и Елены все набрали воду из святого источника.
– Когда вступаешь на территорию Ново-Иерусалимского монастыря, сразу же поражает величие Воскресенского собора, образа храма Гроба Господня в Иерусалиме и образа Иерусалима Горнего, – говорит паломница Елена Митяева. – Недаром обитель именуют “Подмосковной Палестиной”.
Только к началу 1980-х годов была полностью восстановлена Большая глава собора, а в 1993 г. в формах VIII в. воссоздан шатер ротонды. В январе 1995 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
– Очень хорошо для паломников построена экскурсия по Воскресенскому собору, следуя Евангельским событиям, – рассказывает паломник Юрий Маслов. – Сначала осмотрели придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, потом нам показали темницу, в которой Христос ждал суда. Вот уж воистину лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать (или сто раз прочесть в Евангелии)! Темница так мала, что в ней можно только сидеть, поджав ноги. А Господь наш ещё был прикован цепями!
Потом паломников повели на Голгофу – место казни Иисуса Христа, расположенное между первым и вторым этажами собора. Сохранилось распятие середины XVII в. в меру Креста Господня, заключавшее в себе более 300 реликвий Святой Земли и мощей святых, ко всем святыням разрешили прикладывaться.
Потом сподобилисъ войти в часовню Гроба Господня – Кувуклию, место погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Туда всегда нескончаемая очередь… Приложились к плите, на которой Иосиф из Аримафеи и Никодим обвили Тело Иисуса пеленами с благовониями.
Спустились в Подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены в честь Обретения Креста Господня. Кстати, в XVII веке при рытье котлована для подземной церкви забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился до настоящего времени.
Воскресенский собор Нового Иерусалима – единственный памятник русского искусства, в котором для убранства интерьеров использованы изразцы. Сохранилось семь изразцовых иконостасов XVII в. Орнаменты изразцов глубоко символичны. Так, например, колос и виноградные грозди, обильно используемые в оформлении, символизируют жертвенную искупительную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Последним посещением перед отъездом в Москву стал скит Патриарха Никона в Подмосковной Гефсимании. За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре.
– Находясь в этом особом святом месте, мы почувствовали особую благодать, – сказала Инна Смирнова. – Многие потом говорили о таком ощущении, будто побывали в Иерусалиме. Я тоже почувствовала, что перенеслась в настоящий Иерусалим.
Православная Церковь вспоминает о создании храма Воскресения Христова на том самом месте, где Господь наш Иисус Христос был распят. И в создании этого храма была большая заслуга святой равноапостольной императрицы Елены, которая не дожила до его освящения. Однако равноапостольный император Константин, ее сын, дожил до этого события, в память о котором установлено нынешнее празднование.
Праздник особенно полюбился на Руси, где получил название «Воскресение Словущее», то есть, день, который слывет воскресением, не будучи ни воскресным днем, ни, тем более, днем Пасхи Христовой. Этот день посвящается воспоминанию не столько события, происшедшего при императоре Константине, сколько самого Воскресения Христова. Верующие в этот день собираются в храмах, посвященных Воскресению Словущему, для того, чтобы прославить Воскресшего Христа по пасхальному чину, совершить пасхальное богослужение и приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!»
– Новый Иерусалим – это удивительное место, свидетельствующее о горячем желании русского человека ощущать связь со Святой Землей, возвысить до нее свою родную землю, – говорит паломница Светлана Сухарева. – Пребывание здесь произвело на нас необыкновенно сильное и благодатное впечатление. Очень рекомендуем всем православным, особенно тем, кто не сподобился побывать на Святой Земле, совершить паломничество в Новый Иерусалим. Там по-особому ощущается и близость Господа, и святость земли Русской.
Покидали обитель наши паломники, слушая колокольный звон, а сердце ликовало: «Светися, светися, Новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия!»
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра