В этом году исполнилось 25 лет с того момента, когда были найдены исчезнувшие в советское безбожное время святые мощи преподобного Серафима Саровского и грандиозным, всероссийским крестным ходом перенесены в Дивеево. Группа Тульского епархиального паломнического центра посетила Свято-Троицкий монастырь в Дивеево и поклонилась святым мощам преподобного Серафима Саровского.
К всенощному бдению паломники уже были в Троице-Серафимо-Дивеевском монастыре. Монастырь расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы».
И была при этом великая радость — среди лета воспели Пасху
– Перенесение мощей батюшки Серафима произошло по известному пророчеству самого святого, что надлежит ему лежать в Дивеево и прийти туда не по земле, а по воздуху, и будет при этом великая радость – среди лета воспоют Пасху. По свидетельству многочисленных участников крестного хода с мощами преподобного в 1991 году именно так все и происходило, – рассказывала православный экскурсовод Елена Агапова.
В 1920 году на заседании Совнаркома под председательством Ленина было поручено наркомату юстиции разработать положение о ликвидации мощей «во всероссийском масштабе». И уже в ноябре в Темникове (тогда ближайший от Сарова уездный город) прошел съезд советов, который принял решение о вскрытии раки с мощами прп. Серафима. А 17 декабря 1920 г. было произведено первое кощунственное вскрытие раки с мощами. В архивах сохранен подробный протокол вскрытия.
Однако ликвидации мощей не было. Большевики испугались, поскольку в это время в окрестностях Сарова было мощнейшее крестьянское восстание, на подавление которого был отправлены войска. С крестьянами расправлялись без жалости.
В апреле 1922 г. мощи прп. Серафима вновь были потревожены в ходе операции по «конфискации церковных ценностей». А 5 апреля 1927 г. было еще одно вскрытие раки прп. Серафима, о чем сохранился акт.
Далее мощи отправили в Москву. По некоторым данным они пребывали на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, по другим – в Страстном монастыре, пока не попали в 1929 г. в антирелигиозный музей искусств на территории Донского монастыря.
С этого момента сведения о пребывании мощей святого никаких не было. Они считались утерянными.
Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины. И в советское безбожное время тоже
– Нам рассказывали знакомые монахини, что народ никогда не забывал Дивеево, – поделилась паломница Нина Павлова. – Дивеевский монастырь был закрыт, но батюшка Серафим говорил раньше, что вокруг будет выкопана канавка Божьей Матери, и эту святую канавку еще до революции сестры начали копать, но не доделали. Она на схеме была, на рисунке. Народ условно примерно проложил тропинку там, где была канавка. Православные люди приезжали в Дивеево, в закрытый монастырь, останавливались в частных домах – где-то у кого-то на полу, в светелке, в горнице спали. И они ходили по Канавке, читали «Богородицу», как завещал батюшка Серафим. И этот поток паломников не иссякал.
– Интересно было узнать от монахинь, как люди стремились попасть в Дивеево, и как они себя вели здесь. Они выходили на пригорочек недалеко от Сарова, недалеко от Цыгановки, где источник батюшки Серафима, а с него, с этого пригорочка, видно было колокольню монастыря. Вот так народ молился преподобному Серафиму, – рассказала паломница Светлана Веселова. – Люди рады были просто увидеть место, где раньше был батюшка Серафим.
Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины, и в советское время. Народ приезжал, люди обязательно проходили по Канавке. А безбожная власть все стремилась Канавку уничтожить. Прокладывали в ее начале какие-то трубы, еще рыли рвы, тропку засыпали. Но эта тропинка все время оставалась, она была видна. И народ ходил по этой тропке, читал «Богородицу», подходил к закрытым храмам и как-то пытался почтить память батюшки Серафима.
Уже в девяностые годы святую канавку восстановили – дивеевские сестры ее докопали, сделали. После вечерней службы, вечернего правила все сестры, весь монастырь идет по святой канавке, несут икону Божьей Матери и читают «Богородицу». Каждый день, без исключения.
И без преувеличения сотни тысяч людей за все эти годы прошли по святой канавке, прочитали «Богородицу» и помолились батюшке Серафиму.
Святые мощи батюшки Серафима были укрыты чьими-то благочестивыми руками
Православный экскурсовод рассказала тульским паломникам:
– В 1990 году директор музея истории религии Ленинграда С.А. Кучинский сообщил Патриарху Алексию о нахождении в запасниках мощей неизвестного святого, зашитых в рогожу. Там же были обнаружены две рукавицы, на одной из которых было написано «Преподобне отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас». Патриарх Алексий считал, что сразу после прибытия в ленинградский музей они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились. В 1990 г. была создана церковная комиссия, которая обследовала останки и признала в них святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Патриарх Алексий II вел поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта – о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, – говорил Святейший Патриарх, – я направил в Ленинград двух архипастырей – епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Известен интересный рассказ митрополита Варнавы, который говорил о том, что в 1991 году, когда обрели мощи батюшки Серафима, он очень сомневался – те ли мощи, не те ли мощи. Он часто думал об этом, и молился, и переживал на эту тему. И вот в тонком сне ему явился батюшка Серафим и сказал: «Не волнуйся, это мои мощи…»
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие святых мощей по городам и весям – по пути из Москвы в Дивеево.
Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колесах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования. Патриарх служил Литургию, и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991 г., в день памяти прп. Серафима Саровского, его мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
Русь святая не просто хранит память о вере, она по-прежнему этой верой живет
Глядя на толпы людей, собиравшихся у дороги с зажженными свечами, на простых женщин, встречающих кортеж с мощами хлебом и солью, было совершенно ясно, что Русь святая не просто хранит память о вере, она по-прежнему этой верой живет. За восемь дней, в течение которых совершался крестный ход, многое изменилось и в стране, и в душах людей.
Святые мощи преподобного Серафима Саровского вернулись в тогда еще полуразрушенную Дивеевскую обитель, сбылось, наконец, пророчество: «…так и я восстану перед последним концом и возлягу в Дивееве».
На следующий день под открытым небом отслужили литургию, затем молебен с крестным ходом, и раку с мощами внесли в Троицкий собор, который был на тот момент единственным хоть как-то восстановленным зданием монастыря. Там мощи преподобного покоятся и сейчас.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл позже сказал, что возрождение веры в России произошло также и благодаря обретению мощей Серафима Саровского. Это было время духовного подъема и пасхальной радости для Русской Православной Церкви, время, когда измученная, израненная «святая Русь» возродилась, воскресла, и началась новая эпоха. Преподобный Серафим в давнее время опекал и окормлял сестер Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины в день рождения святого с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.
Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Батюшка Серафим сформулировал для современного человека смысл христианской жизни. Он же сказал, что стяжание смысла христианской жизни – в стяжании Духа Святаго. Он говорил: «Стяжание – это как купля, как приобретение». Что только ради Христа сделанное дело стяжает Дух Святой. Ради Христа, когда ты делаешь доброе дело, тогда это стяжает Дух Святой.
Побывали тульские паломники на источнике прп. Серафима Саровского в Цыгановке.
– Это место, которое я всегда хотела посетить, – рассказала паломница Вера Смирнова. – В этом источнике впервые за всю свою жизнь окунулась три раза с головой. В новой белой рубашечке стала спускаться к воде, а вода такая ледяная, но это меня не останавливало, как будто меня кто-то вел. И вот первое погружение с головой в воду. От ледяной воды я задрожала, биение сердца участилось, дыхание убыстрилось. Но меня это не остановило. Второе погружение с головой и, наконец, третье. После этого мне стало так тепло, что будто и не окуналась в леденящую воду. После источника нас ждало долгожданное Дивное Дивеево.
Ни на минуту не оставляло ощущение того, что мы под покровом Божией Матери в гостях у батюшки Серафима
Несколько дней в Дивеево и в Муроме были очень насыщенными, и даже несмотря на то, что каждый вечер сопровождался усталостью, они остались в памяти паломников очень ярким, теплым событием. У паломников было время днем, когда они могли помолиться на Канавке Пресвятой Богородице, окунуться в источниках, приложиться к мощам Дивеевских святых и, конечно же, батюшки Серафима.
– Ни на минуту не оставляло ощущение того, что мы под покровом Божией Матери в гостях у батюшки Серафима, – говорит паломник Алексей Иванов, – который принял нас, как когда-то принимал, еще будучи живым, приезжавших к нему со всей страны людей, любовь и заботу его невозможно было не почувствовать.
Утром последнего дня паломничества туляки были уже в Муроме, где приложились к мощам Петра и Февронии, а также побывали и в двух муромских монастырях, в которых тоже много святынь: икона Божией Матери «Скоропослушница», десница Ильи Муромца, часть обуви святителя Спиридона и другие.
Спасибо всем за такую чудесную поездку, взаимопомощь и общую молитву!
Многие святые отцы и умудренные старцы говорили о несомненной пользе паломничества, призывая укреплять веру в душеспасительных путешествиях. Потому верующие и стремятся в дальние монастыри и обители, в осененные соборной молитвой места, к мощам святых угодников.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра