Группа Тульского епархиального паломнического центра совершила поездку по рязанской земле. Эта древняя земля издавна славится монастырями, многие из которых стали средоточием духовной жизни России.
Свято-Иоанно-Богословский, Солотчинский, Вышенский, Николо-Чернеевский монастыри и сегодня являются центрами паломничества, привлекая тысячи людей. Поклоняются православные верующие в этих монастырях и исповедникам, новомученикам Российским.
Среди священномучеников известен протоирей Павел Солотчинский (Добромыслов). В промежутках между ссылками и тюрьмами отец Павел служил в разных храмах, был духовно близок с возглавлявшим в то время Рязанскую кафедру архиепископом Иувеналием (Масловским), тоже священномучеником, после его ареста в 1936–1937 гг. служил в пос. Солотча.
Хранится в Солотчинском монастыре икона св. вмц. Варвары и прпмц. Варвары с мощевиком. В нем частица мощей крестовой сестры Марфо-Мариинской обители милосердия Варвары Яковлевой, которая одной из первых пошла по стопам великой княгини и стала служить ближним в основанной Елизаветой Федоровной обители. 18-го июля 1918 г. инокиня Варвара была сброшена в шахту старого рудника вместе с Елизаветой Федоровной и другими членами императорского дома. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.
Первой остановкой в пути стала часовня Петра и Февронии в деревне Ласково. На родине святой Февронии, возводится культурно-исторический центр с храмом в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Известно место, где, по преданию, у куста ракитова молилась святая. Из Ласкова тульские паломники отправились в Солотчу.
– Было радостно видеть возрождающуюся обитель с восстановленными храмами, – поделилась впечатлением паломница Инна Николаева. – Сразу представилось, как хорош этот уголок летом.
Солотчинский монастырь Рождества Богородицы основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским. В ХХ веке монастырь был закрыт, в нем размещалась колония для малолетних преступников. Здания были частично разрушены, многие святыни утрачены, но в 1994 году обитель была возрождена, и с того времени здесь течет монашеская жизнь его насельниц. Одно за другим возрождаются и реставрируются здания, многие из которых являются уникальными историческими постройками. Здесь почитают святого благоверного рязанского князя Олега, который деятельно помогал Дмитрию Донскому, и, покоряясь воле Сергия Радонежского, ушел от дел, выстроив этот монастырь, где проводил большую часть своего времени, приняв тайный постриг. Паломники имели возможность приложиться к его главе, которая покоится в главном храме монастыря.
– Это святое место показалось мне тихим, заповедным, – сказал паломник Иван Коровин. – Едешь по лесному коридору, и верхушки сосен благословляют тебя через люк автобуса, беспрестанно проплывая в вышине. Веет смолистым запахом, необыкновенно здоровым и чистым духом.
Под резной деревянной сенью стоит рака с мощами основателя монастыря – благоверного князя Олега. Его 52-летнее правление (1350 – 1402 гг.) было поистине «золотым веком Рязани», даже несмотря на частые татарские набеги и не менее частые войны с Москвой. С Олегом Ивановичем Рязанским уже далеко во второй половине жизни произошла удивительная перемена. Осенью 1385 года великий миротворец преп. Сергий Радонежский приехал в Рязань. И Олег Иванович вдруг смирился и согласился на вечный мир с Москвой. В 2007 г. в самом центре Рязани, на Соборной площади, был воздвигнут глубоко символичный памятник князю Олегу. Полководец сидит на коне, с мечом, в полном доспехе, но меч опущен, а шлем снят – пришел конец битвам! Есть время воевать, и время взаимно прощать и мириться.
На месте деревянной кельи иноков Василия и Евфимия князь Олег Иванович Рязанский основал Солотчинский монастырь, в котором принял монашеский постриг с именем Ионы. Продолжая княжение, он подолгу жил в монастыре, нес послушание.
Многие века в монастыре хранилась кольчуга-вериги святого князя-инока. Не иссякал поток паломников, происходили многочисленные исцеления. Особенно часто люди избавляются от эпилепсии и пьянства. Помолившись, страждущие возлагают кольчугу на себя, и Господь подает им исцеление.
Ныне восстановлены в обители храм святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен архиерейский корпус. Стараниями игуменьи и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя предстоит еще много потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.
– Именно в таких тихих обителях как в Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы лучше всего чувствуется русская старина и особый неповторимый монашеский дух, – говорит паломница Мария Соколова.
В самом поселке Солотча паломники осмотрели Казанский храм, построенный в 1843 году на месте бывшего здесь прежде, совсем к тому времени обветшавшего Зачатьевского храма. Своеобразной «визитной карточкой» храма можно назвать возвышающуюся рядом с ним скульптуру святителя Николая Чудотворца, стоящего на земном шаре.
Затем тульские паломники поехали в Рязанский кремль, где посетили многочисленные храмы. В центральном Христорождественском кафедральном соборе Рязани хранится часть ризы Господней. Здесь почивают мощи святителя Василия Рязанского, Мелетия Рязанского и множество других великих святынь. Из кремля отправились в Николо-Ямской храм Рязани, где хранится уникальная икона Богоматери «Корчемная» с очень необычной и интересной историей. Также в этом храме поклонились мощам Любушки Рязанской.
– Мир и благодатная тишина сходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в эти места, чтобы помолиться Пречистой Богородице, вдохнуть здешний благодатный и чистый воздух, – сказала паломница Ульяна Петрова. – А потом с новыми силами вернуться в обычную многотрудную жизнь.
Православный экскурсовод Елена Агапова рассказывала, какие трудности пережила Русская Православная Церковь во время гонений. В 1929 г. был создан Союз воинствующих безбожников, что означало новую и беспощадную борьбу с религией, что поддерживалось средствами массовой информации. В отношении к Русской Православной Церкви был применен ряд административных и репрессивных мер, началось массовое закрытие церквей. Но немало людей следовали прежним традициям.
В 1932 г. Союз воинствующих безбожников принял пятилетний план, известный как “безбожная пятилетка”, в котором намечали уже в первый год добиться закрытия всех духовных школ, провести повсеместное закрытие церквей. Это сопровождалось арестами и высылками не только священнослужителей, но и наиболее активных прихожан – “церковников” – в попытке искоренить православную веру.
Однако перепись 1937 г., включавшая вопрос о религиозной принадлежности, показала, что две трети сельского населения, составляющего в те годы большинство населения страны, и одна треть горожан продолжали считать себя верующими.
В том же году последовали аресты и ссылки приверженцев веры, в стране было закрыто еще 8000 церквей. Людские же потери не поддаются исчислению, настолько они были велики.
В условиях преследования веры стало опасным демонстрировать свои верования публично. Многие были сняты с работы за свои религиозные убеждения, а те, кто оставался на рабочем месте, тщательно их скрывали, поэтому о постах могли разговаривать только в узком кругу верующих. Открытая демонстрация соблюдения церковного устава влекла наказание самого разного характера, поэтому те, кто придерживался практики постов, соблюдал их тайно. Соблюдение постов усугубляло и то, что в 1932-1933 гг. в стране начался голод.
Многие из тех, кто родился в середине – конце 1920-х годов и позже, ходили в дальние села, где храмы еще действовали. Немало людей приезжало тайно крестить детей, венчаться, отпевать умерших, все впотаек.
– Мне запомнилось, что в то тяжелое время священники благословляли причащаться чаще, говорили так: ”Не спешите выходить из Божьего храма. Неизвестно, что вас ожидает”, – рассказывала паломница Валентина Северова. – Если сравнить те времена и наши годы, то радуешься, в какое благодатное время мы живем: никто не возбраняет молиться в Божиих храмах, которые открываются и восстанавливаются в городах и селах нашей России. Понимаешь, что это исповедники российские своими мучениями искупили грехи прежних лет. Господь смилостивился и подает нам надежду на спасение многих душ.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото православного экскурсовода Елены Агаповой