Группа Тульского епархиального паломнического центра побывала в Свято-Введенской Оптиной мужской пустыни и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни.
Ранним утром группа паломников отправилась в Свято-ВведенскуюОптину пустынь. По дороге в обитель православный экскурсовод Любовь Александровна Молчанова рассказала об истории создания монастыря, о возникновении старчества, о тяжелых временах после разорения в годы Советской власти. Был показан фильм об обители и ее святых насельниках.
По прибытии на место паломники прошли в главный Введенский собор, где приняли участие в Божественной Литургии. Все, кто подготовился заранее, смогли исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения участники поездки приложились к раке с мощами преподобного Амвросия Оптинского, святому, который при своей земной жизни был олицетворением самоотверженной христианской любви, до последнего вздоха спасая ближних из пропасти неверия, уныния и отчаяния.
Далее паломники посетили Казанский храм, Преображенский храм и храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, где поклонились мощам преподобных Нектария, Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа, Моисея, Антония, ИсаакияОптинских. Четырнадцать старцев, наделенные Господом даром рассуждения и прозорливости, подвизались в этой обители в разное время. Святые молитвенники направляли души ко спасению, врачевали от страстей, помогали советом, указывали правильный путь. Именно поэтому, в поиске ответа на сложные вопросы, в смятенном состоянии души в Оптину часто приезжали: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, С.А. Есенин, В.А. Жуковский, Великий князь Константин Константинович Романов, Великая княгиня Елизавета и многие другие знаменитые люди.
К старцам съезжались тысячи и тысячи людей со всей России. К ним едут и сейчас – кто с благодарностью, а кто в тяжелой жизненной ситуации с просьбами о молитве ко Господу, о спасении души, о даровании здоровья, об избавлении от бед.
Почти двадцать пять лет тому назад Оптина пустынь обрела трех новых молитвенников – невинно убиенных на Пасху в 1993 году иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта.
Паломники посетили часовню в честь Воскресения Христова, устроенную над захоронениями новомучеников. Здесь все приложились к надгробным крестам, прося благодатной помощи в различных житейских нуждах и проблемах.
– Очень сильное впечатление произвела на меня Оптина пустынь: это и тихая радость, и благодать, и восторг, а самое главное – восхищение немеркнущей красотой святости. Такие поездки очень нужны людям, чтобы поразмыслить о прошлом и будущем, чтобы каждое сердце посетил Господь, и нашлись ответы на мучающие душу вопросы, чтобы пришло осознание и вразумление,- рассказала Наталья Селиванова.
Далее путь паломников лежал в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь, связанную неразрывными духовными силами с Оптиной пустынью.
Эта обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой) и на ее средства. В 1872 году матушка купила имение в Шамордино у бывшего помещика Калыгина, который еще за год до продажи своих земель имел видение: над своим домом чудной красоты церковь, стоящую на облаках. В этом же году монахиня Амвросия, вмиру Александра Николаевна Ключарева, происходившая из дворянского рода Тульской губернии, овдовела. Похоронив мужа Федора Захаровича Ключарева (в монашыстве Амвросия), надворного советника и предводителя Тульского дворянства, она берет на воспитание новорожденных внучек-близняшек, после того, как почти сразу после родов скончалась их мать. Для своих девочек, Веры и Любови, крестным которых являлся преподобный Амвросий, матушка построила большой деревянный дом. Дети были кроткими, нежными, очень любили друг друга и были привязаны к батюшке. Они практически никогда не шалили, играм предпочитали усердную молитву, любили церковные службы. Но через два года после кончины матушки Амвросии, заболев дифтеритом в возрасте 12 лет, девочки отошли ко Господу.
В имении была устроена женская община с домовым храмом.
Для создания новой обители преподобный Амвросий Оптинский избрал свою преданную духовную дочь схимонахиню Софию, вмиру Софию Михайловну Болотову, имевшую происхождение из древнего рода дворян БолотовыхТульской губернии. В день открытия Казанской пустыни, названной так в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери, 1/14 октября 1884 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, матушка София была назначена ее настоятельницей.
Только пламенная вера и любовь к Богу, упование на Его милость помогало ей нести тяжелые труды настоятельства в обители. При непосредственном участии матушки Софии был изготовлен проект большого каменного собора, построен кирпичный завод, где специально изготовляли материал для строительства храма. Матушкиными стараниями были устроены две деревянные часовни, скиты, сестринские келии, создана золотошвейная мастерская, положено основание иконописной. Также были устроены богодельня для немощных и недужных и приют для сирот и обездоленных детей.
Схимонахиня София стяжала мирный дух. Никто не видел ее возмущенной или раздраженной. Она много времени уделяла духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.
Едва прошло три года, как начались скорби и испытания. Труды, заботы, серьезные заболевания подкосили здоровье матушки. 24 января 1888 года в возрасте тридцати трех лет она отошла ко Господу.
Первая настоятельница Казанской обители схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
Так, слушая трогающий душу рассказ об истории Свято-Амвросиевской пустыни и ее первоустроителях, паломники подъехали кШамордино. Здесь они побывали в главном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. Внутреннее убранство величественного храма достаточно простое и строгое. Но всех участников поездки поразили необыкновенной красоты иконы, вышитые бисером, золотыми нитями, украшенные разноцветными камнями.
Паломники помолились у чтимой Казанской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной для обители по благословению преподобного Амвросия Оптинского, и образу с частицами мощей преподобной Софии.
Далее группа, осмотрев достаточно большую территорию монастыря и, посетив другие храмы, направилась к святым источникам. Над одним из них, освященным в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», возведена часовня и обустроена купальня.От Троицкого храма к нему по крутому склону ведет длинная лестница в 200 с лишним ступеней. Паломники набрали воды с собой, а многие, не побоявшись холода (температура воды в источнике около +4 градусов), совершили омовение.
– В этом святом месте царит тишина и покой, будто попадаешь в другое измерение. Сегодня мне посчастливилось приложиться к чудотворной Казанской иконе Божией Матери и попросить молитвенного заступничества. От этого образа исходит какая-то особая сила, надо только немного постоять рядом. А после омовения в святом источнике появилось ощущение, как очистилась моя душа, стало очень легко на сердце. Хочется верить, что все проблемы и неурядицы остались в далеком прошлом,- сказала Елена Сорокина.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра