Беседа с атаманом станичного казачьего общества «Станица «Исток-Донская» войсковым старшиной Олегом Анатольевичем Чернышевым и атаманом станичного казачьего общества Узловского района войсковым старшиной Валерием Викторовичем Константиновым.
Традиционно стоя на защите рубежей Отечества, являясь настоящим хозяином данной в удел земли, казачество являлось одним из его основных национальных и культурных слоев. Столетиями оно вносило значительный вклад в дело устроения государственной независимости. Поэтому дело возрождения Российского казачества, начатое более 20 лет назад трудно переоценить.
Народная мудрость гласит: «если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой». Сегодня самым необходимым условием в деле возрождения казачества является создание образовательных учреждений, в учебный процесс которых, наравне с общеобразовательными предметами, будут входить исконные для казаков навыки (джигитовка, проведение летних сборов, строевая и стрелковая подготовки, изучение основ Православия, а также истории и традиций казачества).
В Тульской области, при тесном взаимодействии казаков Центрального Казачьего Войска, администраций на областном, городском и муниципальном уровнях и Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством также делаются первые шаги на этом поприще.
Первым серьезным опытом внедрения казачьего образовательного компонента в Тульской области стали казачьи классы в городе Новомосковске. Здесь с 1 сентября 2012 года были открыты три казачьих класса на базе средней общеобразовательной школы №5.
Значительным отличием в образовательном процессе можно охарактеризовать полную занятость кадетов с девяти утра до восемнадцати часов вечера. Важность этого Атаман Олег Чернышев пояснил следующим:
«В наше время, когда родители заняты вопросом как прокормит семью, к сожалению, не остается времени на общение, воспитание ребенка, его образование. Приходя в семь-восемь часов вечера домой, люди садятся помогать делать уроки своим детям и порой – до поздней ночи. Конечно, это тяжело. Поэтому, мы, обсуждая все образовательные процессы с атаманом Хрусталевым, архимандритом Лавром пришли к выводу, что очень важно, чтобы, во-первых, в школе дети делали домашнее задание под присмотром учителя, второе – чтобы они были под присмотром до 18:00.
Поэтому, в 8:45 у ребят происходит общее построение, разъясняется, какие будут занятия. В 17:45 – также общее построение и доклад командира класса об успеваемости; возможно, дисциплинарных нарушениях казачат. Это все фиксируется в журнале, для того чтобы в конце года отличившихся наградить настоящими кадетскими наградами, которые прошли геральдику России».
Скажите, с какими дополнительными дисциплинами знакомятся ребята в процессе обучения?
За учебный день казачата, помимо общеобразовательных дисциплин, постигают самые разные предметы. Сюда, например, входит работа с лошадьми. Есть отдельная конюшня, с нею у нас заключен договор, включающий доставку казачат на занятия и обратно. Занятия проводятся в течение 2 часов; а процессом родители и сами казачата – довольны!
Помимо этого, учащиеся посещают стрелковый тир при ДОСААФе, обучаются строевой подготовке, изучают дополнительно историю России, историю Вооруженных сил, историю Казачества.
Одним из важнейших компонентов воспитания является и духовное развитие ребят. Активную помощь в этом оказывает архимандрит Лавр – для учащихся казачьих классов открыта воскресная школа при Свято-Успенском мужском монастыре г. Новомосковска. Архимандрит Лавр проводит, конечно, большую работу. Происходит живое общение со священником не по жестко заданной программе, а по наиболее актуальным темам, которые могут волновать самих ребят. Часто задается очень много вопросов, что отражает активное восприятие и интерес у ребят к познанию основ нашей Веры.
За день, так как он получается достаточно насыщенным, предполагается 2 обеда, финансируемых школой.
За этот период, пусть и не большой, вы замечаете какие либо изменения в отношениях между ребятами? В обычных классах, зачастую бывают лидеры, обижающие более слабых ребят, которые себя чувствуют в одиночестве. Как решаются подобные проблемы?
Ребята принадлежат общине, в которой все казачата равны, у нас нет каких-либо привилегий. Единственное исключение – непосредственно классом избирается командир казачьего класса.
Пятый класс – это, тяжелый период. Ребята начинают учиться жить во взрослом обществе, как-то самоутверждаться, поэтому, конечно, бывает, происходит некий внутриклассовый конфликт или неудовлетворительная оценка. Лично моя инициатива была такая – чтобы мы, офицеры и воспитатели, не вмешивались. Мы выходим, даем самим казачатам полчаса на разбирательство этого вопроса и через 2 или три дня двойка исправлена, поведение налажено.
А сейчас, делая промежуточные итоги, каким видите отношение родителей к введенным казачьим классам?
Это, конечно, очень сложный процесс. Но в динамике можно сказать, что чувствуется изменение. Ранее, еще полгода назад, разговаривая с родителями, мы ощущали, что нас не понимали. У нас, бывало, возникали сомнения, может быть мы, правда, не туда идем. Но сейчас, спустя полгода, все эти сомнения развеялись. И родители детей, обучающихся по обычному общеобразовательному курсу, общаясь с родителями казачат, видя мероприятия, которые проводятся на территории станицы, очень заинтересованы в расширении и дальнейшем открытии в школах казачьих классов.
Скажите, после окончания школы, какие последующие возможности открываются у казака?
По окончании школы кадеты получают право служить в армии Российской Федерации в танковой Кантемировской дивизии – это наша, казачья часть; либо могут получать высшее образование в МГУТУ имени К.Г. Разумовского на бюджетных местах.
Продолжая развитие казачьего образования в Тульской области, на сколько известно, вы уже пришли к решению об открытии казачьей школы. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Да, это действительно так. Мы провели большую работу с администрациями городов Москвы, Новомосковска, Тулы и сейчас предполагается, что школа №5 города Новомосковска станет казачьей. Согласовательные переговоры еще не до конца завершены, но, возможно, с 1 сентября 2013 года такая школа появится.
Атамана Олега Чернышова дополнил атаман Валерий Константинов – в его станице Узловского района также проводится активная работа по развитию казачьего образования.
– В городе Узловой, на базе школы № 22 сейчас создаются казачьи кадетские классы – два седьмых и два восьмых, там же создается военно-патриотический клуб. Дополнительно ведутся переговоры, по открытию таких классов в школе №1. У нас уже подготовлены и переданы на утверждение в комитет образования дисциплинарные уставы, должностные обязанности и методические пособия руководителей и по казачьим классам и по военно-патриотическому клубу.
Также у нас при станице и нашем Узловском казачьем штабе, уже около 15 лет организована школа танцев. Участники – лауреаты и дипломанты российских и международных конкурсов. У нас две группы – занимаются дети от 3,5 до 18 лет, и недавно открыта старшая – с 18 до 60 лет. Работает фольклорный ансамбль народного творчества, сольное пение и хоровое пение. Для детей при штабе открыты курсы дошкольного и школьного образования по русскому и английскому языку, подготовка к ЕГЭ.
Для ребят обучающихся в обычных классах, но желающих участвовать в жизни казачества реализуется возможность посещать военно-патриотический клуб на базе казачьего штаба. Здесь они могут изучать историю России, историю казачества, вооруженных сил, получить знание о Православной вере. Наравне с казачатами могут освоить строевую подготовку, стрельбу, сборку-разборку автомата.
Касаясь православного воспитания, активную помощь нам оказывает протоиерей Игорь Бабухин, настоятель Свято-Троицкого Храма с. Супонь. Это священник, окормляющий наше городское казачье общество. Одна из сложностей, то что ребятам тяжело посещать проводимые занятия, так как храм находится за городом. Поэтому, ведется работа по открытию воскресной школы на базе станичного штаба.
Скажите, какие еще задачи стоят перед вами на данном этапе введения казачьего образования?
Сейчас мы дополнительно решаем вопрос о возможном открытии казачьей школы, по примеру с Новомосковском. Уже изъявили желание директора из других школ, ведутся переговоры с комитетом Министерства образования; с администрацией Узловского района налажено более тесное взаимодействие и взаимопонимание.
Впереди, конечно, еще много нерешенных вопросов по дальнейшему урегулированию образовательного процесса, по пошиву и закупке обмундирования, по православному воспитанию казачат, но все это находится в рабочем режиме и мы готовы к этому процессу.
Аспект воспитания поколения, которое будет определять будущее России – сегодня стоит особенно остро.
В современных условиях информационной среды, разлагающей душу и нравственность, а зачастую и здоровье, как никогда важно, с малых лет помогать подрастающему поколению увидеть незыблемые моральные и духовные ценности, вырастающие из, казалось бы, простых, но жизненно важных понятий. Любовь и ответственность за свою Родину, самоотверженная помощь ближнему и, конечно, неразрывная с этим – осознанная принадлежность Православной вере. И казачество, как традиционно впитавшее в себя эти ценности, может стать одной из основных поддерживающих сил в деле процветания нашего Отечества.Священник Антоний Фадеев,
Татьяна Корнаухова.