Уважаемый Владимир Алексеевич, досточтимые участники Всероссийской научной конференции «Власть и общество в провинции», посвящённой 240-летию Тульской губернии! Словом, мира и любви о Христе имею честь приветствовать всех вас от православной полноты богохранимой Тульской митрополии и выражаю признательность организаторам конференции за приглашение и возможность предложить высокому собранию следующее сообщение:
Обращая мысленные взоры на предыдущие вот уже без малого два с половиной столетия бытия нашей губернии как самостоятельной административно-территориальной структуры, хотел бы поделиться мыслями, естественным образом связанными с открытием в 1799 году самостоятельной Тульской епархии, и развитием всех сторон церковной жизни, иллюстрирующих взаимодействие Церкви, общества и власти в пределах нашей малой родины в упомянутый период.
Существенные коррективы и импульс в развитие Тульского края внесло создание соименного наместничества в 1777 году. Прежде всего, конкретно определился состав Тульской губернии. Все уездные города, принадлежавшие попеременно, к разным, на тот или иной момент истории, губерниям, а также провинциям, были окончательно приписаны к Тульскому Наместничеству.
В церковно-административном плане с 1788 года все города Тульской губернии принадлежали Коломенской епархии. Так было до открытия в 1799 году в Тульской губернии собственной Архиерейской кафедры. Забегая вперед, можно сказать, что, за сто с небольшим лет к началу XXв., число приходских храмов в губернии увеличилось в 8 раз, монастырей – в 3 раза. Практически с нуля была выстроена система церковно-приходских школ и духовного образования.
Вернемся к началу 19 века. Общественность губернского города, уездные города восприняли произошедшие перемены в связи с учреждением самостоятельной епархии с душевным расположением. Показательна в этой связи позиция людей, выступивших в печати с аналитическими оценками.
Особо пристальное внимание пишущих было сосредоточено на личности первого архипастыря епархии – Преосвященного епископа Мефодия (Смирнова) (1799г. —1803г.). Как явствует из характеристик, данных ему историками Тулы, очеркистами уровня Павла Ивановича Ма́лицкого и Александра Петровича Рудакова, Преосвященный Мефодий для Тульской епархии тех лет – фигура знаковая.
Человек глубоких академических знаний, автор ряда трудов по истории Православной Церкви и толкований на Священное Писание и Апостольские правила, являл высокий пример духовной образованности для преподавательской корпорации, открывшейся в 1801г. Тульской духовной семинарии.
Заботясь о религиозном просвещении прихожан тульских храмов, он способствовал подъёму проповеднической деятельности тульского священства, призвав их к проведению обязательных катехизических бесед и чтению Слова Божия с народом, положил большие труды на благоустроение тульских храмов. Неизменно подавал пример простоты и нестяжания, бо́льшую часть денег жертвуя нуждающимся. Оставшиеся после его кончины средства он завещал раздать малоимущим «просящим ради Христа».
Отдельно необходимо упомянуть о народном образовании как части функциональных забот Церкви о благе населения. 14 июля 1864 года был открыт губернский, а вслед за ним и уездные училищные советы.
Согласно Положению о начальных народных училищах, губернский Совет состоял из епархиального архиерея, «как первенствующего члена Совета, начальника губернии и двух членов от губернского Земского собрания».
С первых шагов общенародного просвещения первенствующая роль в нём отводилась духовенству.
Весьма большую услугу епархии в этой работе оказал Высокопреосвященный архиепископ Тульский и Белевский Никандр (Покровский) (1860г. —1893г.) устройством женского епархиального училища. Сначала это был приют для девочек, сирот, внешняя обстановка и учебно-воспитательные средства которого были чрезвычайно скудны. Благодаря попечениям Владыки Никандра, Тульское епархиальное женское училище стало одним из образцовых. Для населения Тульского края оно готовило главный контингент сельских учительниц.
Необходимо указать и на поэтапное открытие новых учебных заведений в начале в самом губернском городе, а затем в уездах губернии.
Так, к примеру, еще в 1842 году, открылось Тульское училище для девиц духовного звания, основанное епископом Тульским и Белевским Дамаскино́м (Россовым) (1821г. —1850г.), когда к подобным трудам мало где в Российской империи обратили свои взоры другие архипастыри.
Традиционно первым в этом ряду значилось Царскосельское училище девиц духовного звания. Однако, как выяснилось при более пристальном рассмотрении, Царскосельское открыто было годом позже Тульского. Как не отнести этот факт к чести наших предшественников-земляков?
Тульские Архипастыри все более и более утверждались в мысли, а духовенство убеждалось в необходимости создания Центра собственно Тульской и общенациональной древности, как тогда говорили, – русской старины.
31 декабря 1884 года «Палата Древностей», располагавшаяся при Архиерейском доме на территории Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Тулы, гостеприимно растворила свои двери для посетителей. А четверть века спустя, в день торжества по случаю этого юбилея, с признательностью и уважением перечисляли всех, удостоивших «Палату древностей» своим почтением, особ.
Так, в 1888г. «Палату» посетили Великий князь Владимир Александрович и его августейшая супруга Мария Павловна со свитой, позднее король Сербии Александр, в 1887 году – Обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев; выдающийся и яркий деятель Сербской церкви второй половины 19 в. – митрополит Сербский Михаил (Йованович); наш земляк – митрополит Киевский и Галицкий, первенствующий член Святейшего Синода Иоанникий (Руднев); сенатор Владимир Карлович Саблер; академик и заслуженный профессор, русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков; профессор Казанского университета, филолог-славист и языковед, член-корреспондент Петербургской академии наук Евгений Федорович Будде.
Было отмечено, что Тульская «Палата Древностей» представляет собою первый по времени епархиальный музей местной и общерусской старины. В этом контексте заслуживает у современников пристальное внимание историко-археологическая работа в Тульской епархии восьмидесятых годах 19 в. как одна из важнейших отраслей культуры края в целом.
Нельзя обойти молчанием участие Тульской епархии в событиях, связанных с Отечественной войной 1812-1814 годов. Особо поименованы в губернских изданиях подразделения, составленные из учащихся духовной семинарии, в которых в начале сентября 1812 года было более 30 человек студентов и учащихся, вошедших в состав ополчения. И это на фоне таких воинских отрядов регулярных сил, как первый казачий полк.
Языком цифр, следует продемонстрировать показатели в сборе денежных пожертвований на содержание ополчения, соответственно, по отдельным губерниям, входившим в определенные округа́. Так, Московская в составе 1-го округа собрала 4 млн. 420 тыс. 6руб., Тверская, соответственно, 2 млн. руб., Тульская – 4 млн. 813 тыс. 383 руб., Рязанская – 800 тыс. руб., Калужская – 1 млн. 950 тыс. руб.
На мой взгляд следует отдельно сказать о таланте выдающегося религиозного мыслителя Алексея Степановича Хомякова, благоплодно раскрывшемся на Тульской земле. Тому были неоспоримые предпосылки: здесь родился будущий энциклопедист, один из первых певцов любимого Тульского края, его пропагандист Василий Алексеевич Левшин. Здесь, в Богородицком уголке губернии, творил Андрей Тимофеевич Болотов, здесь же, на благословенной земле живописнейшего Поочья, взошла на небосклоне Российской культуры яркая звезда поэта-миротворца Василия Андреевича Жуковского.
Сподвижником и единомышленником А.С. Хомякова по устроению на национальной основе общественного самосознания, был его и наш земляк, философ и публицист, издатель и крупнейший религиозный мыслитель той эпохи – Иван Васильевич Киреевский.
Как отмечал Василий Васильевич Розанов, «А.С.Хомяков, покачнув своей деятельностью все русское сознание в сторону Церкви, не мог не обратить своего серьезного, критического взора на вероисповедные формы соседней Европы, он не мог, так сказать, проглядеть западного христианства уже по одному значению, какое имели вера и религия в его личном миропонимании».
Бесспорно, Хомяков имел чрезвычайно мощное влияние на духовную литературу, а также в целом на пути развития религиозного сознания общества. Его последователями были: доктор богословия Смоленский епископ Иоанн (Соколов), русский философ и писатель, доктор философии, протоиерей Федор Федорович Сидонский; богослов и педагог протоиерей Федор Александрович Голубинский, а также талантливый мастер знаменитых лекций и проповедей, член Российской академии наук и Святейшего Синода Архиепископ Херсонский и Таврический святитель Иннокентий (Борисов).
Общепризнано, что на заложенных А.С. Хомяковым и Иваном Васильевичем Киреевским традициях славянофильства взросли такие таланты религиозной мысли, как митрополит Антоний (Храповицкий), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский), русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии, ученик Вениамина Алексеевича Снегирёва, христианский антрополог Виктор Иванович Несмелов.
Еще одним свидетельством сплочения нравственных сил туляков на основе православия является создание в Тульской епархии в 1887 году Братства Св. Иоанна Предтечи.
Его открытие, рассказывают официальные источники, – состоялось, 7-го января после литургии, совершенной архиепископом Никандром (Покровским) в Богоявленском соборе Тульского кремля, являющегося младшим братом Московского храма Христа-Спасителя, так же сооруженного на народные средства в память героев Отечественной войны 1812 года.
Братство насчитывало немалое количество членов, располагало финансовыми средствами, оказывало серьезное воздействие на жизнь епархии в целом. Оно издерживало на церковные школы ежегодно до тысячи рублей, вело внебогослужебные собеседования, распространило обязательные классы пения для всех псаломщиков города Тулы и школу пения для ставленников, обратило несколько лиц из раскола в православие, устроило ремесленный приют, в котором дети получали полное содержание и воспитание, обучались столярному, тока́рному и сапожному ремеслам и рукоделиям. Братство приобрело дом для приюта, причем с огородом, и заботилось о накоплении капитала для своих подопечных.
Таким образом в 1913г. в Туле действовали следующие общества:
Отделение Императорского Православного Палестинского общества; Тульский Комитет Православного Миссионерского общества; Общество равнителей духовно-нравственного пения; Епархиальное братство во имя Святого Иоанна Предтечи.
Учебные заведения духовного ведомства: Семинария, Духовное училище, Епархиальное училище, 33 Церковно-приходские школы, 2 образцовые школы при средних учебных заведениях, Двухклассная церковно-певческая школа.
Имелись: больница Тульской духовной семинарии, больница Тульского Духовного училища, больница Епархиального женского училища.
«Традиционно наша Тула проявляет свою любовь к защитникам Отечества. В 1914 году, с самого начала Отечественной войны, как отмечалось в печати, много лазаретов уже открыто, еще больше будет открыто», – в частности отмечалось, что Тульское Общество Взаимного страхования открыло лазарет в здании Трухи́нинского приюта, который и был 19 сентября освящен архиепископом Тульским и Белевским Парфением (Леви́цким). В этот же период общественность информируется о том, что настоятельница Тульского Успенского женского монастыря игумения Херувима изъявила согласие на открытие на монастырском хуторе приюта для бедных детей и сирот, оставшихся от призванных на войну, «с содержанием приюта за счет монастыря».
4 сентября 1914 года при Щегловском монастыре состоялось освящение лазарета для раненых, открытого на средства Тульского Епархиального Комитета по сбору пожертвований на нужды войны, председателем которого также был Владыка Парфений (Левицкий), ибо естественно для духовенства заботиться о душевных ранах людей, и в Тульской епархии умело организована эта «служба душевной реабилитации».
Завершая краткий обзор реальных плодов христианского благочестия и патриотизма прошедших столетий, мы обязаны быть не просто наследниками, но и продолжателями в духе и истине того огромного духовно-нравственного богатства, которое передали нам наши предки, чтобы всегда мы ощущали себя единой нацией, единым народом. И с удовлетворением отмечаем, что в настоящее время в Тульской митрополии восстановлена деятельность отделения Императорского Православного Палестинского общества, отделения Российского исторического общества, отделения общества русской словесности, обществ православных врачей и сестер милосердия. Сегодня Русь Православная – это не только храмы, монастыри, верующие и паломники, это наш национальный характер, которому присущи милосердие, трудолюбие, душевная щедрость. Наш патриотизм особенный – общие беды нас не разобщают, а сплачивают, общий успех вдохновляет щедро делиться радостью с окружающими. И да будут милости Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и впредь со всеми нами! Спасибо за внимание.