Содержательным и запоминающимся получилось общение старшеклассников Центра образования поселка Волово с протоиереем Владимиром Федаком, настоятелем поселкового Свято-Знаменского храма, и Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, посвященное Рождеству Христову – величайшему событию, воспетому русской поэзией.
Начался необычный урок с приветственного слова протоиерея Владимира Федака, хорошо знакомого ученикам и преподавателям школы. Отец Владимир представил собравшимся гостя – Олега Михайловича Сенина, отметив, что он совмещает просветительскую деятельность на ниве Общества русской словесности с работой преподавателя Тульской духовной семинарии и литературным творчеством.
Приступая к теме предстоящего разговора, батюшка напомнил, что весь православный мир в настоящее время переживает особый период – Рождественский пост, призванный подготовить верующих людей через молитву, очищение души и плоти к встрече с Богомладенцем Христом.
«Обучаясь в свое время в Тульской духовной семинарии, я был особо впечатлен занятиями, на которых Олег Михайлович показал нам отражение Рождества и Воскресения Христова в русской литературе и поэзии, – произнес он, обращаясь к школьникам.- Как помню, тема эта впечатлила не только меня, но и моих однокурсников. И я рад, что сегодня вы так же можете приобщиться к увлекательному повествованию об этом столь значительном событии для каждого человека».
И действительно в лаконичном, но ёмком и ярком обзоре библейской и всемирной истории Олег Сенин раскрыл приготовление человеческого рода к Пришествию Богочеловека и Спасителя на нашу землю.
Учащиеся узнали о трагедии грехопадения наших прародителей, о сострадании к ним Господа Бога, пообещавшем, что через жертвенную любовь Его Сына всем, кающимся и взывающим к Небу однажды будет возвращен утраченный Рай. Об этом в Ветхом Завете свидетельствовали многочисленные пророческие предсказания, которые впоследствии с поразительной точностью исполнились в событиях жизни, служении, крестной смерти и в Воскресении Иисуса Христа.
Бог, стремясь наделить своих последователей духовностью и нравственностью, заключал Заветы с Ноем, Авраамом, Моисеем. Каждый из Заветов представлял собой договор Творца с людьми, которым Он обещал в ответ на их веру и послушание даровать столь необходимые для них добродетели. И только Новый Завет, подтвердивший любовь Бога Отца искупительной смертью посланного Им на землю Единородного Сына, открыл людям возможность жить в единении с Богом не только теперь, но и вечности.
«В крестном подвиге Христа нам дано неопровержимое доказательство, что мы нужны Богу, ради нас Он готов, казалось бы, на невозможное, – подчеркнул Олег Михайлович.- В Евангелии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Силою благодати мы способны пополнять оскудевающую в наше время атмосферу добра, света, единства. Истинно верующих отличает чувство, которое с очевидностью угасает в других».
Старшеклассники узнали, что древние народы, не знавшие истинного Бога, между тем имели зачаточное понятие о добре и зле, о некоем сверхприродном Существе, на которое им указывал сотворенный Богом мир. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» – говорит апостол Павел (Рим I :19-20).
«Древнегреческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, пришли к признанию высшего разума, наделяющего людей понятиями справедливости и долга, – продолжил выступающий. – Завоевания Александра Македонского, случившиеся за три века до Рождества Христова, привнесли в культуру завоеванных им народов лучшие достижения эллинизма, в результате которых греческий язык стал языком межнационального общения. На нем был написан Новый Завет, возвестивший народам о спасении через веру во Иисуса Христа.
Знаменитые римские дороги, достигавшие дальних пределов империи, стали для апостолов и первых христиан путями для дальнейшего возвещения миру Святого Благовествования».
Из повествования гостя перед собравшимися предстали трогательные и возвышенные картины вхождения в наш мир Богомладенца Христа, о котором пастухам возвестили ангелы, а мудрецам на Востоке – путеводная Вифлеемская звезда.
Содержательно-насыщенный рассказ сопровождался текстами из Евангелия, изречениями святых отцов, произведениями известных русских поэтов: Тютчева, Толстого, Плещеева, а последним прозвучало стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда».
По словам Виктории Есиной, ученицы 9 класса, сегодняшний необычный урок открыл ей новый взгляд на праздник Рождества Христова: «Сегодня, наверное, трудно найти человека, который бы не знал, как и где произошло чудо Рождения Богомладенца, – говорит девочка. – Однако я не думаю, что многим молодым людям известно, что этого события человечество ждало несколько веков и что эти ожидания и надежды запечатлены в Ветхом Завете. Мне запомнилось, как Олег Михайлович сказал, что это праздник надежды, праздник света радости и любви. Слушать Олега Михайловича было очень интересно, потому что его речь – это речь образованного, начитанного человека, который любит свою родную литературу, родной язык. Жаль, что у нас было не так много времени, чтобы пообщаться. Так что будни рады, если Олег Михайлович с батюшкой придут к нам еще».
Впечатления от встречи восьмиклассницы Анастасии оказались созвучными: «Меня удивило то, сколько стихотворений на память знает Олег Михайлович и как красиво, эмоционально он их читает! Вообще мы узнали сегодня много нового и интересного. Во всяком случае у меня возникло много вопросов. Теперь мне хочется узнать как можно больше об Иисусе Христе, о Его учении, о Деве Марии. Поэтому спасибо Олегу Михайловичу за то, что он подарил нам Четвероевангелие, постараюсь прочитать хотя бы одно из четырех».
Марина Полянская