В одном из отделений Муниципального казенного образовательного учреждения «Гремячевский центр образования», расположенного в посёлке Красны Богатырь Новомосковского района, состоялось знакомство школьников и преподавателей с Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности.
Встреча была организована в рамках недели Православной книги и прошла при непосредственном участии иерея Николая Мельникова, настоятеля Свято-Казанского храма селя Гремячее, хорошо знакомого педагогам и школьникам. В своем обращении к аудитории батюшка отметил, что понятие православной книги гораздо шире и больше, нежели принято считать. «Совсем необязательно, что в содержании книги говорилось о религии, чтобы в нее входили богословские поучения, рассуждения о догматах христианской веры. Всякая книга, призывавшая читателя задуматься над такими понятиями, как любовь, милосердие, самопожертвование, нравственность, является православной, поскольку она в итоге учит христианским добродетелям, – продолжил отец Николай.- Я уверен, что после встречи с нашим замечательным гостем Олегом Михайловичем Сениным – заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподаватеоем Тульской духовной семинарии, литератором и публицистом, человеком, прошедшим через многие жизненные испытания, которые утвердили его в православной вере».
Прежде чем приступить к непосредственной теме беседы, Олег Михайлович выяснил у ребят, а в зале собрались ученики с 8 по 11 класс, какие именно произведения они в настоящее время изучают по курсу русской литературы. А также – творчество каких поэтов больше всего их привлекает. Среди множества прозвучавших имен известных русских стихотворцев было и имя Сергея Есенина, чье стихотворение, прочитанное гостем, стало своеобразным эпиграфом к дальнейшему разговору:
Шел Господь пытать людей в любови
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,—
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
«К этому лирическому прологу мы с вами еще вернёмся, поскольку это предполагает тема наша общения: отражение русского характера в повести Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор», изучение которой предстоит многим из вас, – продолжит выступающий.- Тем более, что 2018 год согласно Указу Президента Российской Федерации объявлен годом Солженицына, поскольку в ноябре 2017 исполнилось 100 лет со дня его рождения. Судьба и творчество этого выдающегося писателя, удивительны и назидательны».
Дальнейшую часть необычного урока была посвящена знакомству ребят с основными вехами жизни и творчества Александра Исаевича. Повествование представляло собой панорамное живописное полотно, созданное красочными мазками из фактов и событий, наглядно отразивших путь становления Солженицына как прозаика, публициста и общественного деятеля, в котором в разное время видели то «врага народа», то непримиримого борца с ложью и бездушной машиной власти, то учителя жизни и спасителя Отечества.
Особое звучание рассказу Олега Михайловича придавало то, что он сам прошел через немалые испытания, познав на собственном опыте тяготы тюремного и лагерного заключения, разлуку с близкими и любимыми людьми, жизнь «на поселении» в Казахстане, непростое время разочарований и духовных поисков.
Наиболее подробно рассказчик становился на плодотворном периоде жизни Александра Солженицына после возвращения из ссылки в Средней Азии в Россию, когда в течение 12 лет были написаны: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «Круг первый» и многие другие произведения.
Перейдя непосредственно к центральному образу рассказа «Матренин двор» немолодой крестьянки-труженицы Матрены Васильевны Захаровой, выступающий отметил, что основа для понимания всей глубины ее, казалось бы, на первый взгляд, простого характера, ее по-детски доброй, отзывчивой и бескорыстной натуры заключена в изначальном названии повести: «Не стоит село без праведника». Во избежание сложностей с цензурой Солженицын по совету Александра Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», в котором в 1963 году впервые был опубликован рассказ.
«Вы и сами, оглядываясь вокруг себя, видите, сколь разные люди живут рядом с вами, – продолжил Олег Михайлович.- Кто-то озабочен исключительно своим благополучием, состояниям дома, хозяйства, новой машины, кто-то, напротив, живет, не обременяя себя заботами и трудами в ожидании, что все проблемы за него решат соседи, местная власть, государство. А есть и третья категория людей, которая живет и работает по совести, воспитывает детей, старается помогать тем, кто рядом, не ставя во главу угла свои материальные интересы. Но мы имеем внутреннее нравственное чувство, которое дает нам возможность либо симпатизировать человеку, либо не принимать его. Так вот люди, которые вызывают у нас расположение, уважение, – это люди отмеченные Господом, поскольку они живут так, как угодно Богу и надобно людям, хотя и сами не знают об этом. Именно такой и была Матрёна – обычная и в тоже время особенная, не похожая на других женщина, видевшая смысл своей жизни не в том, чтобы накопить добра или заработать пенсию, а чтобы честно трудиться, быть полезной другим. Потому-то и не понимали Матрёну ни односельчане, ни ее сестры.
В завершение приведу слова из Евангелия, обращенные ко всем нам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16: 26). Как видите, ребята, урок мы закончили на той же ноте, с которой начали».
Преподаватель русского языка и литературы Ирина Владимировне Чеснокова свои впечатления от встречи выразила так: «Многие из наших преподавателей являются прихожанами храма в Гремячем, где служит отец Николай Мельников. Он проявляет живой интерес и участие к школьным мероприятиям, которые так или иначе связаны с духовной традицией.
Сегодня мы все, педагоги и учащиеся, порадовались тому, что вместе с батюшкой нашу школу впервые посетил Олег Михайлович Сенин. Мне довелось участвовать в региональных семинарах по Основам православной культуры, где он в свое время читал увлекательные лекции педагогам.
В разговоре о жизни и творчестве Солженицына особо впечатляющими для ребят стали события и факты из жизни не только Александра Исаевича, но и Олега Михайловича, которые обнаружили некоторую общность его судьбы с жизнь знаменитого писателя. Горький опыт Дубравлага стал для этих людей выстраданной и благословенной основой для осмысления нашей многострадальной истории и евангельских качеств русского характера. Судя по неослабному вниманию школьников, многое из услышанного явно запало им в душу».
Марина Полянская