Выставка с символическим названием, объединяющая в себе часть собрания пасхальных яиц и старинных изданий  богослужебной и духовной литературы из фондов Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии, открылась в Археологическом музее Новомосковска при участии Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и Новомосковского благочиния Тульской епархии.

Новая экспозиция вызвала у горожан самых разных возрастов большой интерес.

Заведующая Археологическим музеем Новомосковска Ольга Халилова,  открывшая мероприятие,  поздравила собравшихся с Великим праздником Пасхи Христовой и отметила, что «сотрудничество музея с Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» дает возможность открывать новые страницы русской культуры, искусства и истории, традиционно восходящие к Православию.  Такая выставка, посвященная одному из главных праздничных символов Пасхи, которую в России называли Красным днем, проводится у нас впервые. Пасхальное яйцо воплощает собой начало новой жизни, напоминание о воскресении Иисуса Христа, спасении  и бессмертии, именно поэтому его декорирование – это искусство, заключающее в себе глубокий смыл».

Дмитрий Сухачев, помощник благочинного церквей по Новомосковскому округу по взаимоотношениям Церкви и общества, в первую очередь передал поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, благословение и наилучшие пожелания пасхальной радости, любви, здравия и благополучия благочинного Новомосковского округа, игумена Свято-Успенского мужского монастыря, архимандрита Лавра (Тимохина), а также выразил благодарность и признательность организаторам экспозиции, «которая стала лучшим подарком для жителей Новомосковска к Великому празднику Пасхи».

Руководитель Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и заведующая Церковно-археологическим кабинетом Тульской Духовной семинарии Марина Михалева с радостью присоединилась ко всем ранее прозвучавшим словам поздравления и добрым пожеланиям: «Воскресение Христово –  праздник обновления, праздник весны и любви, к которому мы подходим со светлым чувством радости бытия в этом мире. Пасхальное яйцо – это многоликий символ жизни, и представленные на выставке «К Красному дню» экспонаты, помимо безусловной художественной ценности, отражающей различные стили и традиции украшения,  несут красоту и свет».

Знакомя собравшихся с экспозиций, Марина Александровна отметила, что ее основу составляют пасхальные яйца, подаренные митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием. Большая часть собрания хранилась в архиерейском доме, что и уберегло ее от исчезновения и позволило нам сегодня любоваться образцами начала XIX века. От самых первых сувенирных фарфоровых яиц, появившихся в России в XVII веке, эти экспонаты отделяет не так много времени.

Тем не менее, открывается выставка совершенно удивительным по своей красоте ярко красным пасхальным яйцом из стекла, как напоминанием о самом первом простом яйце, окрасившемся волей Божией в руках Марии Магдалины.

Если говорить о декоративных яйцах позапрошлого века, то их отличает нежная, несколько приглушенная на фоне используемых в наше время ярких красок, роспись: чистые, прозрачные, весенние цвета одновременно передают ожидание грядущего рассвета и уже начавшееся его свершение.

Не меньший интерес вызывают яйца, созданные специально к значительным в истории Русской Православной Церкви датам. Среди них пасхальное яйцо, посвященное 1000-летию Крещения Руси, выделяющееся парадной росписью. Отдельно стоит упомянуть три других экспоната, также изготовленных к этому событию. Они не имеют внушительных размеров и более скромно декорированы, но при этом обладают большой исторической ценностью. Эти работы знаменуют собой новый период в отношениях между церковью и советским государством: в 1988 году после долгих лет Русской Православной Церкви было вновь разрешено выпускать свою сувенирную продукцию, представлять ее в храмах и дарить верующим.

Привлекают внимание и яйца, написанные в 1989 году к 400-летию установления Патриаршества,  посвященные юбилею интронизации Святейшего Патриарха Пимена с его монограммой «ПП». Удивляет внушительными размерами и технической сложностью исполнения, представляющей собой собрание праздничных икон и ликов святых, яйцо из иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры. По существу, это объемная икона, рассказывающая историю Православной Руси и возникновения Троицкой обители.

Рядом представлено совершенно скромное, местами облупленное деревянное яйцо, с традиционной надписью «ХВ». Примечательна история его обретения.  Яйцо было найдено семинаристами в историческом корпусе Тульской духовной семинарии  во время наведения порядка в подвальных помещениях. Было это в конце учебного 2014 года, буквально на следующий день в семинарии состоялся выпускной акт, и найденное яйцо стало своеобразным приветствием от семинаристов начала века минувшего сегодняшним студентам. Несмотря на то, что Пасха уже была отпразднована,  Владыка ректор, воодушевленный таким проявлением связи времен, пропел  тропарь Светлого Христова Воскресения: «Христос Воскресе из мертвых!»

Экспозиция включает в себя декоративные яйца 50-х – 60-х годов прошлого века, а также работы, подаренные воспитанниками воскресной школы храма поселка Гремячее, оригинальные яйца в виде свечей, фарфоровые яйца-футляры, расписанные финифтью и перегородчатой эмалью, яйца, изготовленные из самоцветов и полудрагоценных камней… Каждый из 150 экспонатов неповторим по-своему, и для того, чтобы оценить по достоинству каждое произведение декоративного искусства, лучше всего увидеть его воочию.

Столь же впечатляюще выглядят редкие издания богослужебной и духовной литературы, вошедшие в выставку. Достаточно только упомянуть книгу «Поучение на праздничные дни», изданную в 1792 году и принадлежавшую, как гласит сохранившаяся владельческая надпись, библиотеке тульского  Иоанно-Предтечева монастыря, упраздненного в конце XVIII века.

После презентации экспозиции торжественная церемония продолжилась выступлением детских фольклорных ансамблей, подаривших зрителям настоящую радость о Воскресшем Господе.

Марина Полянская.

Фото службы информации Новомосковского благочиния.