Многих туляков интересуют свойства крещенской воды и мнение церкви о современной традиции массового купания в прорубях. Поддерживает ли Церковь этот обряд и есть ли в нем духовный смысл? Как нужно благочестиво принимать данную нам от Бога святыню – святую воду?
«В любом церковном празднике необходимо различать его смысловое наполнение и сложившиеся вокруг него традиции, – рассказывает настоятель тульского храма св. великомученика Димитрия Солунского протоиерей Максим Троеглазов. – В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, то есть Крещение Христа Иоанном Предтечей. В этот день открывается учение о Святой Троице. Иоанн Креститель увидел Духа Святого в виде голубя и услышал глас Бога-Отца, говорящий: «Этот есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!» (Мф. 3:17, Мр. 1:11, Лк. 3:22). Праздник Крещения – это именно Богоявление! Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.
В своих ежегодных проповедях на праздник Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно подчеркивает, что крещенская (богоявленская) вода – великая святыня, которую следует почерпнуть и хранить с большим благоговением, а принимать с верою и молитвой. Хотя и желательно – из благоговения к святыне – принимать богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Что касается такой популярной в последнее время практики купания в прорубях и источниках на Крещение – то это вовсе не древняя, а совершенно новая традиция, которая, по сути, к празднику не имеет никакого отношения. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны – они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.
В самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Не купанием проверяется вера. И, конечно же, необходимо помнить, что крещенские омовения в проруби не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. Это – языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи смываются покаянием, в Таинстве Исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым.
Новая мода крещенских купаний по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою «удаль молодецкую». Но нельзя забывать о том, что купание в ледяной воде – неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием («Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7)), ведь от этого риска нет ни какой пользы. И, что самое главное – в окунании в прорубь нет высшей цели служения Богу и ближнему. Известны случаи, когда люди сильно простужались, обмораживались и даже умирали после такого купания, поскольку сердечно-сосудистая система даже здорового человека при экстремальном охлаждении испытывает перегрузку и дает сбой.
К сожалению, на сегодня отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразного подхода – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию.
Мне как православному священнику особенно печально наблюдать, когда в крещенский сочельник храмы стоят полупустые, а в городском парке около прорубей собираются тысячи людей, считающих себя православными. Среди них много и шумных, веселых сторонников здорового образа жизни. Бывает, что купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Что тут можно говорить о благоговении?.. Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят – купаются и считают, что приобщились к празднику. Празднование святого Богоявления переходит в увеселительное мероприятие, в народное гуляние. Многие люди в течение суток стоят в очереди, чтобы попасть к «иорданям» на водоемах, толком не понимая, зачем – не отдавая себе отчета, что это не народный обычай, не часть фольклора, а прикосновение к святыне.
С моей точки зрения, хочет человек – пусть ныряет, но пусть делает это осознанно, понимая, что его ныряние в проруби без духовного осмысления не приблизит его к празднику.
Один современный греческий священник рассказывал недавний случай, как на Святой Горе Афон возле почитаемого источника в честь Божией Матери остановился автобус с русскими туристами, которые разделись и поспешили окунуться. Местные монахи смотрели на них с душевной скорбью, ведь приезжие не понимали, что совершают кощунство. Ни в Греции, нигде в мире такого обычая больше нет.
Так как бултыхание в воду может связать нас с Богом? Как может сделать нас выше на духовном пути? И почему этим действием мы заменяем службу, Предание, Евангельский текст, сам Завет Христа и воспоминание о Предтече Господнем Иоанне? Зачастую я вынужден не то что не советовать своей пастве купания, а даже запрещать их – чтобы не допустить подмены, не оскорбить праздника…
Так как же соблюсти благочестие в отношении к святой воде? Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» протоиерея Сергия Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется для освящения храмов, алтарей, святой Чаши для причастия, икон и прочих церковных нужд.
…Когда-то в древней Церкви празднование Богоявления Господня было установлено ради достойного ответа еретикам, отрицавшим Святую Троицу. Сегодня на праздник восстает новая ересь – массового купания – ради экстрима, здоровья, бодрости и «смывания» грехов.
И я абсолютно уверен, что в святой день Богоявления христиане, верные Церкви – не в парке, не на реке и не на источнике, а на богослужении. Желаю всем не просто прийти в этот день в храм за крещенской водой, а помолиться на службе, исповедаться и по возможности причаститься, чтобы через Свои святые таинства Господь действительно явился нам».
Подготовлено при содействии информационного отдела Тульской епархии