В МБОУ «СОШ №18» города Новомосковска состоялся урок-беседа, посвященный православным иконам. На встречу к учащимся 4-а класса пришел клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» иерей Антоний Панченко.
Многие педагоги предпочитают начинать знакомство детей с искусством иконы только в старших классах, когда школьники уже имеют определенный багаж знаний по общей истории, религии и истории искусства. Но, как показывает опыт, как раз детям младшего возраста икона более доступна, понятна, интересна и нужна.
Раннее знакомство ребенка с искусством иконы просто необходимо, ведь икона говорит нам не только о видимом мире, но и о невидимом, не только о том, что нас окружает, но и о том, что внутри нас. Чем меньше ребенок, тем непосредственнее его восприятие.
Встречу со школьниками отец Антоний начал такими словами: «Когда вы приходите в храм, то первое, что видите – большое количество икон, висящих на стенах. И у икон есть свой довольно сложный язык. Но если его понимать, то в церкви становится значительно интересней. Икона показывает нам Божественный мир. И задача иконы – показать внутренний мир святого человека. Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы наполняется светом и сам же, напитавшись, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени».
Настя Авдиевская поинтересовалась: «Святые на иконах изображаются такими, какими они были при жизни?». На что батюшка ответил: «Человек изображается таким, каким его хотел бы видеть Бог. Основные черты, конечно же, сохраняются, но при этом используется особый язык икон».
Затем батюшка рассказал ребятам, что на иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта, а также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив – расходятся, объясняя это тем, что не человек смотрит на икону, а святые, изображенные на иконе, как бы смотрят на нас. Чтобы школьникам легче было это понять, отец Антоний продемонстрировал различные иконы и провел аналогию с детскими рисунками.
Ребенку понятен язык, на котором икона говорит с ним: условность цвета, разномасштабность изображения персонажей, знаковость деталей. Он изображает не столько то, что видит, сколько то, что чувствует. Именно поэтому ребенок, не ведая о понятии обратной перспективы, как бы переворачивает изображение на зрителя, подобно иконописцу.
Продолжая тему, священник рассказал историю про мальчика, нарисовавшего обычный детский рисунок. Внизу листка – домик, вверху – лес. От двери дома к лесу шла дорога. Но отчего-то она была похожа на хвост кометы – чем дальше, тем она становилась шире. На вопрос, почему же он нарисовал именно такую дорогу, мальчик ответил: «Но ведь гости же оттуда придут!».
Рассказ отца Антония вызвал большой интерес у школьников, и беседа оказалась очень оживленной. А в конце встречи ребята показали батюшке свои работы, принимавшие участие в конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».
Снежана Коноплева
Антонина Макова