В праздник Крещения Господня в Богоявленском храме села Хрущево Ленинского района Тульской области митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей Пригородного благочиния, духовенство и настоятель Богоявленского храма иерей Евгений Руденко.
Иерей Евгений Руденко рассказал о богословском смысле и порядке водосвятия: «При освящении воды открывается тайна того, что произошло через рождение, страдания, смерть и воскресение Господа – это обретение людьми дара, благодаря которому они получили возможность опираться в своей жизни не только на собственные природные силы, но и на силу Божию.
Праздник Крещения Господня дарит людям ощущение того, что в жизни все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. Поэтому и брызги освященной воды, срываясь с кропила одаряют своей благодатной чистотой не столько наши лица, сколько оживляют чувства и души, отзывающиеся ощущением радости и счастья, соприкоснувшейся со святыней!
Чин Великого освящения воды является воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
В праздник Богоявления архиерей в полном облачении трижды кадит Крест в алтаре, а затем выносит его через Царские врата, держа высоко над головой. Перед ним несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой и на которых уже зажжены три свечи.
Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей: пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв, в которых Церковь молится о том, чтобы Господь сошествием Своего Святого Духа освятил воду, наполнив ее ангельской силой и сделав губительным для демонов источником нетления, исцеляющего от грехов и недугов. Далее следует великая ектения с добавлением прошений об освящении воды.
По окончании чтения всех молитв архиерей трижды погружает Крест в воду, при пении тропаря праздника Богоявления, после чего кропит крестовидно на все стороны и окропляет святой водой собравшихся.
По завершении службы к архипастырю подходят для целования Креста, и каждый окропляется освященной водой».
По завершении богослужения и Великого чина освящения воды, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий поблагодарил духовенство и прихожан за соборную молитву, особо отметив, что Святая вода есть великий Божий дар и вместе с ней в дом надо приносить и доброе отношение друг к другу: «Относиться к Святой агиасме надо как к дару Божию, всегда чувствуя щедрого Дародателя, всегда благодаря Его за эти милости, и прося силы и крепости к правильному восприятию Его святых, блаженных и вечных нетленных даров. В дарах этих мы можем и должны сподобиться усвоению этой благодати, чувствуя как в нас возрастает жажда к благочестию и целомудрию и плотскому, и душевному, и духовному.
Это позволяет претворить нас в опытном ощущении себя, как нерукотворного храма – хранилища для Бога нашего, что будет нам залогом обручения той нетленной и вечной радости, которой, живя на земле, ждем в полноте откровения приходящей к нам после нашей земной жизни и кончины во всеобщем воскресении.
Благодарю всех за те труды, которые вы несете в этом святом месте, созидая не только наружное и внутреннее благолепие сего храма Божиего, но и самих себя в нерукотворное жилище Бога нашего.
Всех вас поздравляю с праздником и призывая на вас щедрое Божие благословение, которое и преподаю вам через крестное целование».
Алексей Анкин, фото Фёдора Передиреева