Спас-Клепики – деревня Деулино. Таков обычный маршрут семейного похода прихожан храма святого благоверного великого князя Александра Невского по реке Пра на катамаранах. Но каждый раз он проплывается по-новому, каждый раз – новые открытия, приключения, встречи.

“За судьбы моей поворотами, в звоне летнего комара, за борами и за болотами простирается Мещера…»  Самый волнительный момент, это когда капитан дает команду «С якоря сниматься. По местам…»

Капитан? Конечно, Дмитрий Владимирович Федин, он бессменный организатор этого путешествия, отец большого семейства и, по натуре, открытый, хороший человек.

Так вот в этот момент – когда с якоря сниматься – все затихают, «матросы» берутся за весла и начинают усиленно грести, чтобы поскорее выплыть на середину русла. И все становятся в этот момент путниками, скитальцами, которым «негде голову подклонити». Надежда только на помощь Божию, благословение батюшки – настоятеля храма отца Виктора, который, конечно же, совершил перед походом молебен о путешествующих и каждый день поминал всех о здравии во время храмовых богослужений.

Река Пра вытекает из озера Святое, это последнее из Клепиковских озер, здесь широко разливается река, до дна не достать, надо смотреть в оба, чтобы и самим в воду не упасть и вещи не уронить. А вокруг – красота, глазом не объять, так хочется вобрать в себя эту ширь, свободу, вольный ветер, наполнить легкие воздухом утренней свежести!.. Не всегда и не у всех получается вобрать внутрь, в душу, весь этот простор русской природы –  и тогда понимаешь, что лучше  самому раствориться в этой красоте и стать ее частью.

Первая стоянка – Ершовские выселки. Высокий песчаный берег, стройные корабельные сосны. А на второй стоянке на берегу растет много дубов, потому и стоянку прозвали Дубки. Названия местам стоянок давали сами, все они связаны с местным преданием.

Были в команде юнги – девочки семейства Фединых: Аня, Василиса, Сашенька, Настя, Пелагея. На них лежала обязанность помогать всем и во всем. На катамаранах им поручалось сидеть смирно и только наблюдать за тем, чтобы какие вещи в реку не упали. Но и по сторонам смотреть во все глаза разрешалось, любоваться на красоту природы и все запоминать. Места здесь прекрасные, еще бы, наша команда путешествовала в знаменитом Мещерском краю, что в Рязанской области. Здесь создан Национальный парк «Мещёрский», площадью около  ста тысяч гектаров. Река Пра – основная водная артерия Мещерского края, она вытекает, повторим, из озера Святое и несет свою воду в реку Ока.

Места здесь знаменитые. Когда-то в более древние времена здесь была дорога, которая в зимнее время пролегала по льду до озер и реки Пры, далее шла через старую Рязань до Киева. Назывался этот путь Патриаршим, по нему из Киева во Владимир мчались возки высшего церковного иерарха. На Рязанщине, истекшей кровью, почерневшей от горя и пожаров, не нашлось предателя, выдавшего этот короткий путь к Владимиру ордам хана Батыя страшною зимою 1237 года…

Люди на берегах реки Пра жили издревле, но христианство пришло сюда только спустя четыре столетия после крещения Руси… Монахи- миссионеры рубили вековой лес и ставили храмы в местах захоронений язычников, в местах капищ. Вокруг храмов возникли мещерские села и погосты.

Рассказывал капитан ребятам, в каких селах и деревнях, недалеко отсюда, есть деревянные храмы, еще по-старинному шатровые. Только до них не так легко добраться, ведь плыла наша команда в безлюдных местах. Да и потом, катамаран – не вездеход. Потому плыли, не уклоняясь от курса, а  матросы и юнги старательно выполняли свои обязанности.

На берегу юнги поступали в бригаду своей мамы – старшего помощника капитана Натальи Николаевны Фединой, по совместительству корабельного кока. Понятно, у кока всегда поручений много, потому что у всей команды отличный аппетит, и о готовности еды лучше сообщать сразу… или почти сразу. Но это возможно после того, как матросы разожгут костер и поставят на костер ведро с водой, и только тогда им можно надеяться, что скоро будет готова уха или каша, или картошка с тушенкой.

Матросы здесь бравые – брат и сестра Андрей и Настя Аганины, брат и сестра Алексей и Настя Вишневские. Их возраст от 19-ти до 21 года. Они в походе не первый год, не салаги, и потому порой отбивали хлеб у капитана, по совместительству штурмана. Завидев знакомый берег, кто-то из них первым кричал: «Земля!» и добавлялось название стоянки. Например, Дубки, У Креста, Марушка. А дальше все дружно выполняли команды капитана, причаливали, втаскивали катамараны на берег и привыкали к оседлости на сутки. Это называлось остановиться на днёвку.

А днёвка – это свобода, купайся, загорай, собирай ягоды, ходи колесом, играй в водное поло, учись плавать по-настоящему или просто лежи в воде на спине и смотри, как тают в небе облачка, не мешая августовскому солнцу жарить по-июльски. Словом, набирайся сил к новому учебному году! Купаться везде, на всех стоянках было хорошо – дно песчаное, слегка наклонное в глубину, вода чистая, прозрачная.

Обязанности были у всех, но они входили в понятие свободы и потому были очень приятными. Поставить четыре палатки? – Это ж в радость… Достать колья, натянуть веревки так, чтобы стенки у палаток были как гладкая стена… Погулять по лесу и собрать хворост для костра? Да что может быть лучше? Набрать чистой воды из реки? – Сейчас и быстро! Достать из рюкзака крупу и тушенку? Почистить картошку? В момент! И кто скорее и лучше? Тому первому и тарелку наполнят вкусной едой. Или почти первому… Потому что главный у нас все-таки капитан. Потом младших надо накормить. А уж старшим матросам потом – но всего много и повкуснее. И добавки можно.

Смешно, но на воздухе так у всех разыгрывался аппетит, что на одной из последних стоянок вечерняя игра создания песчаных замков превратилась в постройку из песка обычного кафе со столиками, с книжкой-меню и блюдами из песка. Посмотрела на все это корабельный кок Наталья Николаевна и тут же испекла для всех в обычном котле побольше пирожков, внутри которых восхитительная картошка с тушенкой. Это было уже тринадцатого августа – вот такое заговенье на Успенский пост.

– Когда плыли по реке, то увидели маленький кораблик с парусом, на котором было написано  хорошее слово «Привет!» и имена создателей кораблика, – рассказала Настя Вишневская. – Наши юнги и матросы тут же написали на парусе свои имена и отпустили кораблик в дальнее плавание. Этот факт запомнился одному из матросов: мой брат Алеша Вишневский на третий день плавания сам стал делать свой корабль – корпус выдолбил из ветви дерева, мачту сделал крепкую, чтобы не согнулась под сильным ветром, а для паруса девочки выделили такой плат, что залюбуешься. На плате написали «Пра. 17». И свои имена.  

Уж почти в конце пути, когда плыли от Марушки до деревни Деулино,  вышел Алешин корабль со стапеля в воду. Так Алеша сам стал капитаном. Корабль до сих пор плывет по реке Пра, и мысленно им продолжает управлять капитан Алексей Вишневский.

Мещерский край ожил для ребят сразу, как только они стали приглядываться к нему. Пение птиц, их одиночные перелеты над палатками – все это привлекало внимание ребят. То зверек пробежит по тропе, то бабочки с необычном окрасом запорхают над цветами – ребятам все интересно. То стайка мальков мелькнет в воде, а то и тенью уйдет вглубь большая рыба – только круги по воде.

– А под утро как-то лиса пробралась в лагерь путешественников, стащила последний кружок колбасы и немалую дольку сыра, – продолжала рассказывать Настя. – Ее уж гоняли и матросы, и капитан на нее прикрикнул – она никакого внимания на людей, морской дисциплины не знает, стащила и убежала. Потому и назвали ребята эту стоянку Воровская.

Кстати, смешно, но здесь недалеко есть речка Воровка.

– Нравится всей команде стоянка У Креста, потому что они в прошлом году все приняли участие в восстановлении Поклонного Креста, который установили москвичи в полюбившемся им месте, да вандалы распилили его на несколько кусков и так бросили, – рассказал Дмитрий Владимирович. – Пришлось поработать инструментом, сложили Крест и укрепили его на прежнем месте. Теперь радостно было возвратиться и увидеть, что вандалов не было, и Поклонный Крест по-прежнему стоит на своем месте. Радостно было именно здесь молиться: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!…»

– Ребятам захотелось в это лето здесь еще что-нибудь смастерить, потому они сделали красивые лавочки из старой сосны – распилили ее пополам, круглые чурбачки подставили под сиденье, получилось здорово, – поделилась Настя. – Скатерть-самобранка на земле, а путешественники – вокруг на новых лавках.

Погода всегда была солнечной, дождик – только один раз за все путешествие. Долго лил, несколько часов, все сидели на катамаранах – было время водного перехода, но в дождевиках, потому не промокли, – только чуть присмирели. Но это и хорошо, не всегда же прыгать и веселиться.

А вообще воды в этом году в реке было много, помогли дожди в верховьях Клепиковских озер, да еще и местные жители постарались, реку почистили, потому не было здесь завалов на воде, из-за которых раньше приходилось делать «обносы» – переносить вещи и катамараны по другую сторону завалов. На  берегах стало больше мест для стоянок, на которых установлены столики, сделаны места для костров. В общем берег стал более обжитой, но наши путешественники выбирали для себя свои любимые места стоянок,  старались удалиться в более глухие места, это же интереснее.

– О! какую баню мы устроили в последний вечер, – рассказывает капитан. – Здесь давно уже установлен каркас два метра на два с натянутой крепкой пленкой. А в ведре – камни, которые мы греем на костре, потом вносим в эту баню под пленку, плещем на каменку водой, пар заполняет это небольшое пространство так, что становится жарко, как в парной. Паримся, хлещемся свежими березовыми вениками! Потом с разбега окунаемся в речку. Хорошо!

После бани и хорошего ужина долго сидели у костра и пели песни. Особенно брала за душу песня: «Выйду в поле ночью с конем… Полюшко моё, родники, дальних деревень огоньки, золотая рожь да кудрявый лён. Я влюблён в тебя, Россия, влюблён…»

Информационный отдел храма святого Александра Невского города Тулы.