В рамках Областных Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» при храме Преподобного Сергия Радонежского прошла работа секции Северного благочиния Тульской епархии по теме «Нравственные ценности в трудах Алексея Степановича Хомякова».
«Дорогие отцы, братья и сестры сейчас во всей Русской Православной церкви проходят Рождественские чтения под общим названием: «Нравственные ценности и будущее человечества». Кульминационный момент чтений состоится в январе в Москве. Мы собираемся, чтобы встретиться и все вместе обсудить доклады, поделиться мнениями. Секция посвящена проблеме сохранения традиционных нравственных ценностей в условиях их подмены. Вчера вечером у нас проходили чтения отдела по работе с молодежью, и отец Андрей, клирик Свято-Знаменского храма, сделал сообщение по сотрудничеству со школами. Поскольку здесь присутствуют все духовенство Северного благочиния, и тема доклада актуальна, мы попросили повторно его выступить», – отметил в приветственном слове руководитель секции протоиерей Вячеслав Ковалевский, благочинный церквей Тульской епархии Северного округа города Тулы, руководитель отдела по работе с молодежью Тульской епархии, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского города Тулы.
В своем докладе отец Андрей отметил следующее: «Разрешите мне сказать несколько слов о сотрудничестве прихода Знаменского храма города Тулы с общеобразовательными учреждениями. Несомненно, за последнее время прослеживается тенденция укрепления связей по многим направлениям. Администрация любого образовательного центра имеет в своем распоряжении рекомендации профильного министерства, разработанные в тесном контакте с рабочими группами отделов епархий и утвержденные на различных уровнях. Это во многом упрощает шаги по установлению первичных контактов приходского священника и педагога. В непосредственной близости от нашего Знаменского храма, находятся два образовательных центра. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество с бывшим детским садом №77, который сейчас относится к центру образования №12. Одним из характерных показателей работы можно указать отсутствие среди родителей на протяжении последних пяти лет тех, кто отказался от занятий по православной культуре. В настоящее время неотъемлемой частью подготовки к сотрудничеству с образовательным центром является составление договора. Сам текст такого документа может быть типовым, однако его наличием пренебрегать не стоит. В моем случае, в отношении образовательного центра №10 документы были подписаны только три года назад, а в центре №12 до сих пор нет по этому вопросу понимания, и педагогам приходится в частном порядке приглашать священника на уроки и внеурочные мероприятия. При этом каждый раз необходимо получать разрешение от администрации и согласие от родителей. Центр образования №10 является региональной площадкой по духовно-нравственному воспитанию. В завершении своего доклада смею заверить уважаемых слушателей в том, что в настоящее время не только возможно нести Истины Христовы в светские общеобразовательные учреждения, но в этом существует острая потребность всех участников образовательного процесса».
По окончании выступления священника многие участники мероприятия попросили текст доклада для подробного изучения. Отец Андрей отметил, что если не рассматривать школу как монолит, то всегда найдутся благодарные слушатели и участники.
«Отрадно слышать выбранную тему в данной конференции и то, что сегодня говорится о нашем незабвенном Алексее Степановиче Хомякове, – начала свое выступление Сторожко Ольга Михайловна, директор дома-музея А.С. Хомякова. – Тема моего доклада – «Наследие Алексея Степановича Хомякова», но все, что связано с его именем совершается не так просто. Музей в связи с присоединением Ленинского района к Туле потерял самостоятельность, и мы превратились в филиал Тульского историко-архитектурного музея – Усадьба Алексея Степановича Хомякова. Мы с полным правом могли называться мемориальным музеем, это единственная его родовая усадьба, сохранившаяся в масштабах России и связанная с его личностью, все остальное сохранилось в ландшафте или остались лишь памятные доски на зданиях. Все понимают, что самостоятельный музей и филиал – это абсолютно разный статус. В свое время, когда мы были самостоятельными, у нас было много гостей и мероприятий, связанными с памятными датами Алексея Степановича Хомякова. Существовала программа наследия Хомякова. Но, как сейчас мы слышали в докладе отца Андрея, в наше время многое зависит от заинтересованности администрации в том, с чем к ним приходят. Раньше в районе личность и имя Хомякова были путеводной звездой и краеведческая работа строилось отдельной ветвью, были заложены мероприятия по теме наследия с целью сохранения материальной памяти, возможного содержания музея как хранителя исторической мемориальной памяти, а также духовной части, когда проходили конференции, а Областной фестиваль вырос во Всероссийский фестиваль духовной музыки памяти Хомякова. Сегодня это не поддерживается, сокращен штат до двух сотрудников, есть транспортные трудности, снизилось посещаемость музея посетителями из образовательных школ, нарушены связи с общественностью. Но мы продолжаем бороться, делаем то, чем должен заниматься музей – сбором наследия в плане поиска архивных материалов и документов. Ведется исследовательская деятельность. Мы живем надеждой, наводим контакты с теми музеями, куда в свое время после закрытия Богучаровского музея в 1924 году ушли предметы из его дома или музея сороковых годов. Многое из этого хранится в запасниках Государственного исторического музея, но закон о музейных фондах не позволяет вернуть обратно, что было насильно увезено. Для обновления экспозиции и возрождения бытовых условий жизни, которая окружала Алексея Степановича мы рады даже и архивным копиям. В любой музей идут, чтобы воочию увидеть интересующее, поэтому мы начали поиски по запросу портретов, которых мы не имеем – матушки, батюшки и детей Хомякова.
Радостное событие произошло недавно. Третьяковская галерея прислала три письма – переписку Дмитрия Алексеевича Хомякова с Третьяковым о передаче работ эскизов художника Ивановна и итальянской живописи из Богучаровского дома. Нам прислали цифровые копии, но самое главное зарисовку портрета Марии Алексеевны Хомяковой. Благодаря Марине Александровне Михалевой, Михаила Васильевича Куликова, старейшего члена общества, которого избрали сейчас председателем, восстанавливается Хомяковское общество, делается устав. Они прилагают все усилия, чтобы помогать музею сохранять наследие Алексея Степановича. Были проведены большие мероприятия с участием митрополита. Общими усилиями, а главное желаниями мы идем к поставленной цели».
Отец Вячеслав к докладу Ольги Михайловны добавил: «Каждый год ко дню памяти Хомякова в мае мы совершаем Крестный ход в нашем благочинии. Я прошу вас помолится, чтобы сложившаяся ситуация разрешилась. Благодарю вас, что вы с отцом Сергием, настоятелем храма Сретения Господня в Богучарово теплите эту лампаду, которая не потухает и горит, несмотря на все трудности. Я думаю, что нам надо составить обращение от духовенства благочиния, от верующих губернатору в поддержку музея. Три отца-настоятеля сейчас служат в храмах непосредственно возведенных Хомяковыми, и они расположены на территории Северного благочиния. Следует попросить в письме администрацию Зареченского района включить в план общегородских мероприятий празднование недели Алексея Степановича Хомякова».
Ольга Юрьевна Галь, преподаватель лицея № 2 города Тулы прочитала доклад о нравственных ценностях в творчестве Алексея Степановича Хомякова: «Вдохновителем и руководителем всей славянофильской мысли был Хомяков. Отец Павел (Флоренский) считал, что всякий вопрос о славянофилах на ¾ обращается в вопрос о Хомякове, а славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие». Алексей Степанович обладал колоссальной эрудицией, строгой логикой, удивительной нравственной чистотой. «Ты мудр, как змий, как голубь, чист», – говорили друзья. Вокруг Хомякова всегда царила атмосфера мира и единства духа и в то же время – дух здоровой и глубокой дискуссии. В чём же суть учения славянофилов? Вот его основные положения: 1.Православие является основой русского народного сознания. 2.Необходимость самобытного развития русской народности, изучения старины. 3.Уяснение значения славянского племени в истории и будущего мирового призвания России.
«Церковь,- пишет Хомяков,- есть Дух Божий. Церковь живёт даже на земле не земной, человеческой жизнью, но жизнью божественной и благодатной. Многие спаслись ( напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви, но никто не спасётся, не приобщившись внутренней святости церковной, её Вере, Надежде, Любви». Много писал Хомяков об оскудении веры, о недопустимости отрыва веры от нравственной основы. « Не сохранится вера там, где оскудела любовь»,– говорит богослов в статье « Церковь одна», призывая молиться о всех. «Кровь Церкви—взаимная молитва, дыхание её—славословие Божие. Все члены Церкви, живые и усопшие, непрестанно совершенствуются взаимной молитвой».
Славянофилы считали, что каждый народ не только имеет право, но и должен развиваться самобытно. Тот процесс, который мы сегодня называем глобализацией, Хомяков называл ржавчиной, которая разъедает здоровое тело, уничтожает существующее в человечестве многообразие, создающее гармонию. Призывая учиться у Запада, он в то же время предостерегает от слепого подражания ему: «Ни Богу, ни миру не нужны офранцуженные, онемеченные русские». Неустанно призывает Хомяков Россию на путь веры, смирения, усердного изучения заветов старины. Говоря о высоком призвании России «хранить племён святое братство и веры пламенной богатство», Хомяков болезненно переживает «мерзости», которыми полна родина. В одном из писем читаем: «Если охарактеризовать одним словом то, что я считаю нашей общей болезнью, я бы её назвал усыплением совести во всех. Иногда она и просыпается, но почти всегда спросонок не туда пойдёт, куда следует». В 1860 г. Хомяков пишет «К сербам. Послание из Москвы», которое является своеобразным духовным завещанием философа и богослова. Анализируя исторический путь России, её ошибки, Хомяков пишет сербам, получившим независимость, как строить жизнь и каких опасностей следует избегать».
Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники секции предложили: продолжить сотрудничество приходов Северного благочиния и учреждений образования, культуры, молодежной сферы по вопросам патриотического воспитания, в рамках Года гражданской активности (2018) усилить взаимодействие органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы и православного духовенства в работе по сохранению и развитию духовно-нравственных традиций. Возобновить практику проведения районного фестиваля Православной культуры и праздника «Хомяковские дни в Богучарово». Обратиться с письмом к Министерству культуры в поддержку дома-музея А.С. Хомякова. Рекомендовать учреждениям образования и культуры принимать активное участие в грантовых проектах «Православная инициатива», предложить органам местного самоуправления с православной общественностью организовать просветительскую работу с молодыми семьями.
Татьяна Шитова