Два известных гостя побывали в стенах Молодежного Добровольческого центра Тульской епархии и поделились с православными юношами и девушками своими знаниями и исследователями о жизни Церкви прошлого столетия.
Близится к завершению год столетия революционных событий, но все новые и новые свидетели и исследователи того непростого периода повествуют о жизни Православной Церкви в минувшем веке, когда после октябрьского переворота 1917 года родная вера подверглась гонениям. Новая власть не только превращала в руины православные храмы, она преследовала тех, кто верил в Бога, разрушала Православную культуру, неразрывно вплетенную в национальную историю и цивилизацию. Ярким примером того, как уничтожалась родная русская культура стал трагический жизненный путь поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, ее мужа – поэта Николая Гумилева и их единственного сына Льва Николаевича Гумилева, выдающегося русского историка, о жизни которых православным добровольцам поведал преподаватель Тульской Духовной семинарии, поэт и богослов Олег Михайлович Сенин.
Как известно, Николай Степанович Гумилев был расстрелян осенью 1921 года за участие в контрреволюционном заговоре. В момент ареста он взял с собой в камеру Священное Писание и томик Гомера. По свидетельствам он достойно и бесстрашно держался во время следствия. Ахматова отозвалась на известие о его гибели стихами:
«Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля».
«Как известно, при Советской власти Ахматову почти не публиковали, держали в изгоях, – рассказал молодежи Олег Михайлович. – В августе 1946 года вышло печально известное постановление ЦК ВКП(Б) в журналах «Москва и Ленинград», где творчество Ахматовой подверглось резкой критике. Сталинский идеолог Андрей Жданов назвал ее барынькой, которая мечется между будуаром и молельной. После этого, по воспоминаниям Анны Андреевны, она каждую ночь ожидала ареста. И только после XX съезда КПСС в 1956 году и Хрущевской оттепели ее стали публиковать. В 1964 году она получила в Италии международную литературную премию «Этна-Таормино», а в 1965 году в Оксфорде в Лондоне ей вручили почетную степень доктора филологии Оксфордского университета. Перед смертью поэтессы вышел самый полный ее прижизненный сборник под названием «Бег времени», за которым стояли очереди по всей стране. Ахматова всю жизнь была человеком верующим и умерла православной христианкой. Ее отпевали в Никольском храме Ленинграда и похоронили в поселке Комарово, где она подолгу жила». Завершая свое выступление Олег Сенин прочел молодежи поэму Ахматовой «Реквием».
Рассказ гостя произвел на православную молодежь сильное впечатление, не менее поразил их и жизненный путь самого Олега Михайловича, который был осужден советской властью и в заключении подорвал свое здоровье, что привело к полной потере зрения.
«Олег Михайлович очень открытый и интересный человек, – считает активист добровольческого центра Анастасия Дагаева, которая во время встречи была верным ассистентом гостя, – он раскрыл перед нами свою душу и очень интересно рассказал о жизни великой русской поэтессы Анны Ахматовой, чья судьба стала ярким примером того, как в годы гонений на Церковь уничтожалось не только Православие, но и любое проявление русской культурной мысли, которое так или иначе было связано с христианством и исконными российскими традициями».
В этот же день гостем Молодежного Добровольческого центра Тульской епархии стал Игорь Николаевич Шелопаев – известный тульский специалист в области церковно-государственных отношений. Он, как очевидец и участник возрождения Православия на Тульской земле рассказал добровольцам о том времени, когда региональная власть повернулась лицом к Церкви и стала налаживать отношения с тульским священством и верующими. Именно тогда, в девяностые годы прошлого столетия в Тульской администрации появилась должность уполномоченного по делам религии при губернаторе Тульской области, на которую назначили Игоря Шелопаева.
Откровенно и без прикрас Игорь Николаевич рассказал добровольцам о тех проблемах, с которыми столкнулся на новой должности, о том, как по-разному люди относились к его, объединяющей Церковь и государственный аппарат, деятельности. Запоминающимся стал рассказ о том, как при участии Игоря Николаевича удалось собрать средства на достойную встречу Патриарха Русской Православной Церкви Алексия II, который в год тысячелетия крещения Руси посетил Тульскую землю.
Игорь Николаевич поведал добровольцам о том, как возрождалась православная вера в нашем регионе в конце прошлого века и даже привел часть своего доклада, свидетельствующего об истинном положении вещей: «В 1994 году развитие религиозной ситуации в области, характеризовалось сохранением тенденций, наметившихся в предыдущие два года. На всей территории области решена основная задача – верующий гражданин не испытывает трудности в отправлении своих религиозных потребностей, его убеждения взгляды находятся под защитой закона. Никто не имеет права, как было в недавнем прошлом унизить, оскорбить гражданина за те религиозные чувства, которые он разделяет. Для деятельности большинства религиозных организаций создано и имеется нормальное, порой комфортные условия. Иначе говоря, в области, как и в России общество в целом кардинально пересмотрело свое отношение к религии, позитивно оценивает тот вклад, который она вносит в нашу жизнь. В настоящее время продолжается рост числа религиозных объединений: сегодня их зарегистрировано 99, представляющих 14 конфессий, имеется также общины других не зарегистрированных конфессий, 81 община относиться к Русской Православной Церкви. Тульская епархия имеет два монастыря, является соучредителем православной классической гимназии. Если в 90-м году у епархии было 42 храма, то сегодня их 83».
Выступление Игоря Николаевича заставило православную молодежь задуматься о том, какие усилия были вложены в возрождение православной культуры в нашем регионе. После его рассказа добровольцы откровенно делились своими впечатлениями.
«Он очень интересный человек, – считает доброволец Елизавета Попова, – мне понравилось, что Игорь Николаевич затронул важные для нас молодых темы, рассказал, как поставить перед собой цель и добиться ее. Особенно запомнилась история о том, как прошла встреча на Тульской земле Патриарха Алексия II, опыт гостя по воцерковлению молодежи и объединению разных социальных групп с общем деле соработничества Церкви и общества». Для Сандры Андрюхиной самым ярким моментом выступления Игоря Николаевича стал рассказ о непростых временах в жизни Тулы и области в постсоветский период, когда Церковь поднималась, восстанавливалась из руин.
«Рассказ Игоря Николаевича изобиловал очень интересными фактами из жизни нашего региона конца прошлого века, – поделился своими впечатлениями доброволец Алексей Барабанов. – Так я узнал, что даже в то время власть в основном негативно относилась к Церкви и перед нашим гостем стояла сложная задача наладить плодотворный диалог между ними. В завершении своей речи Игорь Николаевич отметил, что мы, современная православная молодежь должны быть едины и не откалываться друг от друга, потому что пока мы едины – мы непобедимы».
«Самое важное, что разговор наших гостей с добровольцами был искренним, – считает руководитель Молодежного Добровольческого центра диакон Владимир Мартынов, – мне показалось мы сумели подарить друг другу частичку своей теплоты, души, внимания. Такое общение объединяет, делает наш мир ярче, светлее, теплее, а добровольцам помогает осознать историческое наследие Православия, его значимость и масштабность в рамках мировой культуры».
Гости, побывавшие в этот день в Молодежном Добровольческом Центре Тульской епархии, поведали о начале гонений на Православие и о том, времени, когда по сути оно пошло на спад, обозначив для молодежи основные вехи в становлении родной веры. Самое главное, что пытались они донести до православной молодежи, что, не смотря на лишения, наша родная Православная вера жила, живет и будет жить в сердцах и душах людей, потому что жизнь по законам христианства помогает нам сохранять данный нам образ Божий и ведет к жизни вечной.
Елена Валеева,
фото Кристины Ермаковой