В 2018 году исполняется 10 лет с начала окормления в приходе тульского храма святого благоверного великого князя Александра Невского людей, страждущих от алкогольной и наркотической зависимости. Сегодня здесь действует епархиальный Центр по утверждению трезвости и противодействию алкоголю и наркомании. О своей работе в нем рассказала координатор Центра Галина Семеновна Портнова.
– Галина Семеновна, расскажите, как получилось, что Вы стали заниматься этой работой, которую и работой-то не назовешь, скорее это – служение?
– В храме святого Александра Невского окормление страждущих алкогольной и наркотической зависимостью и их родных началось в 2008 году, когда настоятель, протоиерей Виктор Рябовол получил на это благословение правящего архиерея. С этого времени регулярно, каждую субботу в храме служатся молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А я пришла в храм в 2011 году, пришла как доброволец и предложила начать работу с людьми, страдающими от проблемы, используя имеющийся у меня опыт. Этой проблемой я занимаюсь почти двадцать лет, с 1998 года. С того времени, когда в Туле была создана общественная организация «Семья без наркотиков» и я стала ее сопредседателем. Проблема наркомании коснулась и моей семьи, стала моей болью, и к тому времени я изучила все возможные методики и программы оказания помощи наркозависимым и их семьям, которые применялись в нашей стране. В 2002 году прошла обучение в Москве на семинаре, который проводил благотворительный фонд «Старый Свет», получила соответствующий сертификат, позволяющий работать с зависимыми людьми. Была знакома с опытом преодоления зависимости в различных реабилитационных центрах, например, таком, как «Страна живых». Так как в обществе «Семья без наркотиков» я отвечала за связи с общественностью, у меня образовалось множество контактов, адресов. В общем, практически все, что касалось этой беды – наркомании – мной было изучено, «пропущено» через себя…
– Вы знакомы с опытом многих фондов, реабилитационных центров, общественных организаций. Чего им недоставало, на Ваш взгляд? В чем существенное различие в работе светских центров помощи, и центров, находящихся под покровом Церкви?
– Поскольку болезнь эта, алкоголизм и наркомания – биопсихосоциодуховная, а светские центры не охватывают духовную сторону человека, то и получается, что без Церкви полноценно помочь больному человеку невозможно. В 2005 году организация «Семья без наркотиков» участвовала в работе первой церковной конференции, которая проходила по благословению Патриарха Алексия II и была посвящена проблеме алкоголизма и наркомании. Тогда было привлечено широкое внимание духовенства всей России к этой проблеме, названной «национальной угрозой». Три дня в Москве работал форум, давший очень много знаний всем его участникам. Мы вернулись в Тулу, окрыленные, «мотивированные», готовые немедленно начинать что-то делать… Но тогда эта работа – под покровом Церкви – в Туле не пошла. Не было еще у Церкви соответствующего опыта. А через пять лет, в 2010 году, состоялась вторая подобная конференция в Москве и она показала, что в Церкви выработана определенная концепция по противодействию этому злу, наркомании. И уже сегодня, за те 7 лет, которые прошли со времени проведения последней конференции, можно сказать, что с помощью Церкви успехи в этом направлении достигнуты просто огромные. Все техники, методики, подходы, которые были наработаны и применяются в реабилитационных центрах, в каких-то группах взаимопомощи, адаптированы к Православию и приносят реальный положительный результат.
– То есть можно сказать, что на сегодня весь имеющийся в медицине, наркологии, психологии опыт преодолениия зависимости может быть воцерковлен?
– Тут очень важно учесть следующее: к нам приходят тяжело больные люди. У меня есть твердое, устоявшееся, подтвержденное опытом убеждение: такой больной человек сразу же, придя к нам за помощью, воцерковляться не сможет! Замечательно, что церковная программа реабилитации состоит из трех частей. Во-первых, человек должен прийти в себя. А это требует немалого времени – чтобы он осознал самого себя уже в новом состоянии, независимом от действия психоактивных веществ. Вторая часть программы – это приход к Богу. Это воцерковление, но оно должно быть сознательным, добровольным, осмысленным, и на это тоже может уйти продолжительное время. И третья часть: это возвращение в общество, в социум.
Без начального этапа – «прийти в себя» – никакого подлинного воцерковления у человека не произойдет! Часто такие люди просто делают вид, «исполняют роль» верующих, это становится одной из тех форм манипуляции, которая вообще свойственна этим больным. К огромному сожалению, есть примеры, когда «форсированные» попытки воцерковления человека приводили к тому, что он в итоге… вообще стал обходить церковь стороной! И в результате даже достигнутые успехи в его выздоровлении пошли насмарку! Понимаете, нельзя человека с переломанной ногой учить танцевать – сначала кости должны срастись. А у этих людей – «переломаны» души, все в них искажено, изуродовано болезнью; ведь употребляемое ими (часто годами!) химическое вещество очень сильно изменяет сознание… Проблема эта страшная, серьезная, люди травмированы очень сильно, весь их состав человеческий нарушен… И нужно очень вдумчиво, с душой к этому относиться. Нельзя их сразу стараться «наполнить святостью», сначала они должны выздороветь…
– Значит, на первом этапе нужна медицинская помощь?
– Конечно, и мы сотрудничаем в этом плане и с нашим областным наркологическим диспансером, с его главным врачом, со специалистами. Летом я была в загородном реабилитационном государственном центре, созданном в Туле. Тут ведь что получается: когда человек начинает приходить в себя, выздоравливать, у него, действительно, душа просыпается, появляется потребность в вере, потребность в религиозном чувстве! И очень часто этим пользуются различные сектанты, протестанты, баптисты. Многие группы взаимопомощи опекают сегодня именно протестанты.
– Вы занимаетесь этой проблемой уже почти 20 лет, раньше, вероятно, совмещая общественную деятельность с профессиональной? Расскажите о себе, о своем жизненном пути.
– Родилась я в Щекинском районе, но с 1965 года живу в Туле. Работать пошла с шестнадцати лет, поступив на заочное обучение в ВЗФЭИ. Нужно было материально помогать матери, которая осталась одна с двумя детьми и со своей маленькой пенсией. Работала на машзаводе, участвовала там в создании с нуля нескольких новых цехов, уже как экономист. Там же, на заводе, обнаружились и развились во мне организаторские способности, что в дальнейшем очень помогло в той деятельности, которой я сегодня занимаюсь.
– А как начался Ваш путь к Богу?
– Как у многих в наше время – со скорбей. Сегодня я убеждена, что все, что мне пришлось пережить, дано было не за что-то, а для чего-то. Для того, чтобы к Богу прийти. Бывала я в многочисленных паломничествах – на Соловках, в Печорах… И везде отцы благословляли меня заниматься помощью наркозависимым, говорили: «Не бросай это дело, мать»… Вот я и стараюсь делиться с людьми тем опытом, который копила много лет…
– Что Вас радует сегодня в Вашей работе?
– Радует, что у нас есть костяк, есть женщины, которые и сами выздоравливают – ведь все родственники больных страдают созависимостью, тоже нуждаются в помощи, – и другим могут помочь. Страждущим алкогольной и наркотической зависимостью людям очень важна помощь родственников, которые могут реально оценивать обстановку, проводить с ними большую мотивационную работу. Это необходимо! Сегодня все технологии помощи есть, только семье нужно с ними серьезно работать. И те, кто работает, добивается результатов. А задача нашего Центра – им в этом помочь. И тут каждый шаг порой приходится продумывать, никаких шаблонов нет, все индивидуально. Одна и та же ситуация разными людьми и проживается, и воспринимается совершенно по-разному. Можно, конечно, иметь шаблон, алгоритм действий, но – если душу в это не вложишь, не поймешь человека, результата не будет!
Психологическая зависимость у страждущих алкоголем, наркоманией непреодолима очень долго. Если физическую можно преодолеть в течение года, то психологическая, по последним данным, длится столько же времени, сколько человек употребляет алкоголь или наркотики. У него этот «опыт» пять лет – значит, пять лет будет избавляться от психологической зависимости. На третьем этапе реабилитационной программы, когда человек выходит в социум, подстерегает другая опасность: люди, которые привыкли быть под постоянным контролем (семьи, окружения, реабилитационного центра), очень часто оказываются крайне несамостоятельными! Выходя в социум, попадая в какие-то конфликтные ситуации, они теряются! Им постоянно нужна подпорка, «костыли». Но не может рядом с ними все время, каждую минуту находиться, к примеру, духовник, который бы подсказал, как действовать, успокоил бы. А конфликтная ситуация может в любую минуту привести к срыву. Вот почему мы уделяем большое значение третьей части программы, утверждению человека в обществе. Учим преодолевать, переживать все те проблемы, которые неизбежно встречаются в жизни, без применения психоактивных веществ. А научиться этому можно, только преодолевая трудности. Мы разбираем какую-то ситуацию до тех пор, пока человек сам не поймет, как он должен в ней поступить. И уже тогда он идет, как «солдат на амбразуру», но в «боевых доспехах», у него и шлем, и каска, и оружие в обеих руках. Он готов к встрече с любой опасностью, и он может ее победить…
– Я понимаю, что статистика здесь неуместна, но все же – много у вас уже таких «солдат», готовых храбро идти «на амбразуру»?
– Первая группа взаимопомощи образовалась 25 января 2012 года, и за эти пять лет в социум вышли 17 человек. Сегодня мы уже на «второй круг» пошли, сегодня в группе у нас все «новенькие». Причем если раньше люди годами вовлекались в этот процесс, сейчас все значительно ускорилось, уже в течение года видны изменения.
– Галина Семеновна, имея такой большой опыт нахождения в этой проблеме, изучения ее, можете ли Вы назвать главную причину того, что делает человека пленником этого зла – алкоголизма, наркомании? Или здесь все очень индивидуально?
– Бездуховность – вот главная причина. Деструкция семьи. Семья сегодня совершенно дезориентирована! Мы ставим во главу угла наших детей, молимся на них, ради них живем. А во главе угла, как наш батюшка постоянно в проповедях говорит, должен быть Бог! Вот этот перекос, когда дети становятся идолами, кумирами, когда Бога нет или Он на втором плане, и приводит к таким бедам.
…Рядом со мной сегодня есть женщины, которые поверили мне, приняли все безусловно. Пришли в группу. Поняли, что с ними происходит, стали воцерковляться. Стали искать духовника. В группе мы учимся общаться друг с другом. И все, чему научаемся, переносим в свои семьи, в свое личное общение. И жизнь становится радостной, приятной, счастливой. Когда человек познает самого себя, открывается для принятия Бога, тогда и Бог его наполняет. И только тогда ты становишься способным и Богу что-то отдавать, и людям, и от этого получается – радость. А ведь именно к этому призывает нас Господь: радуйтесь! Царствие Божие – внутри нас…
Беседовала Татьяна Огнева.