Традиционные встречи старшеклассников Центра образования № 50 поселка Шатск со священником в этом учебном году начались с беседы о нравственном выборе, который совершает каждый из нас.
Для большинства подростков время обучения в старших классах совпадает с периодом непростого кризиса, называемого взрослыми немного пренебрежительно «подростковым», а для самих ребят, вступивших в этот возрастной отрезок времени, мучительным периодом поиска своего «я», переоценкой прежних ценностей и поиском новых идеалов.
В это время авторитет педагогов и родителей обесценивается, на смену им приходят новые образцы для подражания – личности, которые говорят на доступном подросткам языке и понимают их проблемы и чаяния. Таким авторитетным лицом, по словам педагогов МБОУ «Центр образования №50», стал для старшеклассников этого учебного заведения настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери поселка Шатск иерей Захария Сигалев. На протяжении нескольких лет он встречается с учащимися 8-11 классов и разговаривает с ними на многие актуальные темы: говорит о свободе выбора, о проблемах, волнующих молодежь, делится своим опытом.
В этот раз отец Захария начал беседу с вопроса о том, можно ли по мнению ребят, создать на земле «идеальное общество?» Рассуждая о том, почему это невозможно, батюшка отметил: «Благодаря христианству, за более чем двухтысячелетнюю его историю, любой человек, рождающийся в обществе, знает о том, что лгать, воровать, убивать – это плохо, это зло. Любой человек понимает, что хорошо, а что нет.
Все мы знаем, что курить это плохо, но большинство все-таки курит. Мы знаем, что хорошо слушаться родителей, но многие все равно не слушают своих пап и мам, лгут им. При этом мы понимаем, что нарушаем нравственные законы. Это и есть понятие греха, понятие того, что в нас есть некий внутренний закон, отношение к которому замечательно выразил в свое время апостол Павел: «Что доброго хочу, то не делаю, что злого не хочу – то творю» (Рм.7:19). Вот не хотел никого обидеть – обидел, не хотел, а разозлился. Хорошее было настроение, все замечательно, но пришел домой, и мама сделала замечание, и все – начинаешь злиться, раздражаться. Так и получается, что вредные привычки управляют нами. Поэтому проблема создания идеального общества заключается в том, что иногда в человеке возникает непреодолимое желание сделать что-то плохое и человек поддается этому порыву, опускается на дно греха, которое у каждого свое».
Здесь отец Захария привел очень яркие примеры, иллюстрирующие то, как греховные поступки перерастают в привычку и начинают управлять человеком. Каждый из нас сам решает следовать ли желанию сделать плохой поступок или противостоять ему. И несомненно этот выбор есть у каждого из нас. Как был он у убийцы из Керченского политехнического колледжа, который лишил жизни более двух десятков человек и ранил еще 50. На реплику из зала «А может его унижали?» батюшка ответил, что ничем нельзя оправдать грех, тем более убийство другого человека.
Говоря о Керченской трагедии отец Захария отметил, что все знают фамилию убийцы, его предположительные мотивы, читали его записи и то, как он готовился к преступлению, но немногие знают о тех, кто в момент этой трагедии повел себя как герой и ценой своей жизни спас других. Священник зачитал отрывок из статьи «Покажите народу его героев» журналиста деловой газеты «Взгляд» Эдуарда Бирова в которой говорится об этих людях: «Так, 46-летний преподаватель информатики Александр Моисеенко пытался остановить преступника (предположительно – хотел отнять у него ружье), но был убит. Говорят, убийца трижды прострелил ему голову, видимо, в отместку за героический порыв. У Александра остались жена и ребенок-школьник. Сокурсники вспоминают, что он был добрым, неконфликтным человеком. Получил диплом физика с правом преподавания и, судя по странице в ВК, занимал активную гражданскую позицию, поддерживая решение Москвы по Крыму и осуждая киевский режим.
Еще один преподаватель, 62-летняя Лариса Кудрявцева, закрыла собой студентов, когда убийца зашёл в её кабинет. «Там творился хаос, дети начали выбегать из аудитории, сестра не бросилась из кабинета, она подошла к этому нелюдю, чтобы дать время студентам выбежать», – рассказала «Комсомольской правде» двоюродная сестра погибшей. Лариса Борисовна проработала в колледже 20 лет. Студенты души в ней не чаяли и называли педагогом от Бога. Это материнское движение – прикрыть учащихся собой – говорит о преподавателе больше, чем любые награды и грамоты. Под стать учителям-героям оказались и студенты колледжа. По словам очевидца, во время трагедии четыре 15-летних первокурсника, пытаясь отвлечь убийцу от группы девочек, бросались в него камнями и вызвали огонь на себя. Все четверо убиты, девочки спаслись. Российские СМИ, узнавшие об этом у свидетеля-студента, почему-то забыли выяснить имена героев. Есть догадки, что речь идет о Никите Флоренском, Владиславе Вердибоженко, Даниле Пипенко и Сергее Степаненко…».
Тема Керченской трагедии затронула сидящих в зале ребят, во время ее обсуждения внимательно стали слушать батюшку даже те, кто до этого смотрел в смартфон и весело перемигивался с соседями по ряду. Видно было, что события эти не раз обдуманы ребятами и множество вопросов возникало в их голове в связи с этими событиями.
«Вы знаете как звали первого человека, который совершил убийство? – продолжил беседу отец Захария. – Правильно, Каин. Он убил своего брата Авеля, многие знают эту историю. Но немногие знают, что сначала Каина посетила мысль об этом и Господь спросил его в этот момент: « … почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:6–7).
Действительно, каждому из нас от Бога дана власть над грехом. Мы сами решаем, пускать его в сердце или не пускать. Это всегда наше решение, и в этом наша свобода выбора. Ведь свобода проявляется не внешне, свобода, она в первую очередь внутренняя составляющая. Кто-нибудь из вас смотрел фильм «Побег из Шоушенка»? Там был один момент, когда главный герой включил для всех заключенных музыку. Его потом сильно избили, посадили в карцер, и спросили: зачем ты это сделал?», а он ответил: «Вы знаете что такое музыка? Это свобода, потому что ее у нас никто отнять не может и залезть в нее тоже никто не может, потому что музыка – она в нас». И люди, сидящие в тюрьме, поняли, что свободу ограничивают не стены, ты сам ограничиваешь свою свободу и ты сам решаешь насколько ты свободен внутри себя. Поэтому говоря о свободе, и мы еще не раз будем об этом говорить, нужно прежде всего спрашивать себя: «свобода от чего и для чего?».
И рассуждая так, отец Захария затронул тему компьютерных игр, которые многих из них вводят в мир иллюзорный, лишая возможности совершать успехи в реальности. Ведь в настоящей жизни не так как в игре, если ты проиграл, то нельзя нажать кнопку и пойти в бой еще раз на другом танке.
Насыщенная интересная беседа продолжалась целый урок, после которого ребята выходили задумчивые, что-то обсуждали, а некоторые и поделились своими впечатлениями от встречи.
По словам учащихся их подкупает то, что отец Захария говорит с ними простым языком, приводит много примеров и всегда живо реагирует на мнение детей.
«Сегодня мне было интересно абсолютно все, – поделилась ученица 9-б класса Даша Носова. – Но больше всего запомнилось обсуждение событий в Керчи. На самом деле в прессе много писали об этом, но о тех, кто во время нападения на школу ценой своей жизни спас других, я не знала».
«Мне кажется, что отец Захария дает нам возможность осознать проблемы, которые есть у нас – считает одноклассница Даши Виктория Рябцева. – Многого мы не понимаем, он помогает нам в этом разобраться. И конечно, самостоятельно очень непросто рассмотреть проблему со всех сторон, как это делает батюшка. Мы ведь многие проблемы оцениваем только со своей позиции, а вот что думают родители или другие взрослые, мы не понимаем. Я стараюсь то, что он нам говорит использовать в своей жизни».
Ученица одиннадцатого класса Саша Кирьянова считает, что эти беседы носят глобальный характер. «Молодежь взрослеет, но зачастую в голове ее не любовь, не семья, а жестокость, грубость и черствость, – считает Александра, – причин много, но одна из них в том числе и увлечение компьютерными играми, которые пагубно влияют на здоровье и на характер. Личность молодого человека еще толком не сложилась, а игра, увлекая заставляет забывать, что такое саморазвитие, человек как будто останавливается на одной стадии развития.
Сегодня было очень интересно, затронуто много тем: о Керчи, о свободе, есть над чем подумать».
Елена Валеева,
фото автора