На прошедшей рабочей неделе на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась международная научно-практическая конференция «Гражданское образование: сущность, проблемы, перспективы». Наряду с ведущими философами, психологами и педагогами в конференции приняли участие веневские учителя, члены клуба «Православный педагог». Также в конференции принял участие помощник благочинного Веневского округа по религиозному образованию и катехизации иерей Георгий Белькинд.

Формирование гражданской позиции является результатом гражданского образования и включает в себя знания, ценности и опыт действий. Однако понимание целей гражданского образования, его современной специфики, условий реализации имеет дискуссионный характер. Основываясь на этих тезисах, на кафедре философии образования философского факультета МГУ было принято решение провести конференцию, посвященную вопросам о гражданском образовании.

Доцент Елена Владимировна Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования, рассказала о целях и задачах конференции: «Развитие отечественного образования связано с созданием условий для становления нравственной гражданской позиции обучающихся на разных уровнях системы образования: дошкольного, школьного и высшего. Таким образом, основной целью конференции является необходимость выявить особенности современного гражданского образования, проблемы и противоречия его реализации на различных ступенях образовательной системы, рассмотреть перспективы развития гражданского образования в нашей стране и мире.

В процессе работы конференции планировалось  обсудить следующие ключевые вопросы: «Гражданское образование»: многоаспектность понятия; теоретико-методологическое основание современного гражданского образования; гражданское образование: специфика целей для различных ступеней образования; становление компетентностного подхода как фактор развития гражданского образования; роль социогуманитарных дисциплин в гражданском образовании; трансформация методов и форм гражданского образования; среда образовательного учреждения как фактор формирования гражданских компетенций обучаемого; оценивание гражданской компетентности: проблемы измеримости; задачи педагогического сообщества в реализации целей гражданского образования в образовательных учреждениях», а также ряд более широких проблем, связанных с идеями гражданского  образования.

Научно-практическая конференция «Гражданское образование: сущность, проблемы, перспективы» была разделена на две части, первая часть прошла в режиме работы тематических секций, а вторая часть была посвящена пленарной дискуссии.

Веневские педагоги приняли участие в работе следующих секций: теоретико-методологические основания современного гражданского образования; региональный и глобальный аспекты гражданского образования; гражданское образование: специфика целей и методов для различных уровней образования.

В рамках работы секции «Теоретико-методологические основания современного гражданского образования» обсуждались методы преподавания гражданского образования в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях. В ходе дискуссии выступил представитель клуба православных педагогов, директор Веневской общеобразовательной школы №2 Петрушин Сергей Юрьевич. Он рассказал о методиках гражданского воспитания в школе. Сергей Юрьевич отметил, что на базе школы для младших школьников организовано движение «Муравьиное братство», которое заменило «октябрят», со старшими учениками активно ведется работа совместно с Российским союзом молодежи, который проводит работу по гражданскому и патриотическому воспитанию.

В ходе своего выступления Сергей Юрьевич выразил следующую мысль: «Долгое время работая в школе, я пришел к убеждению, что можно выучить «умника», и получить «на выходе» замечательный результат – победителя различных олимпиад и так далее, но с точки зрения гражданской ответственности он будет «никакой». И можно наоборот, вырастить человека, который будет иметь непосредственные знания, но будет настоящим гражданином, способным отдать свою жизнь за Родину.

Поэтому мы пытаемся сейчас через клуб православных педагогов воспитать в учениках прежде всего духовную составляющую человека. Потому что возрождение произойдет именно здесь, когда мы взрастим в личности именно духовный стержень. И, безусловно, это возможно только лишь основываясь на основах Православной культуры и православных традициях».

По завершению работы секций состоялась пленарная дискуссия по теме конференции. В ней приняли участие: Владимир Васильевич Миронов, член-корр. РАН, декан философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Владимир Игоревич Куликов, исполнительный директор Регионального общественного форума содействия развитию связей между народами “Общественный форум “диалог цивилизаций”, заместитель заведующего кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, священник Георгий Белькинд, руководитель Клуба православных педагогов (г. Венев Тульской области), Валерий Николаевич Расторгуев – профессор кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Модератор пленарной дискуссии – Елена Владимировна Брызгалина, к.ф.н., доц., зав кафедрой философии образования Философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

В начале заседания Елена Владимировна огласила основные тезисы, которые прозвучали на работе секций. На основании их модератор пленарной дискуссии сформулировала основной вопрос к участникам конференции: «Что для вас гражданское образование? Какие актуальные задачи гражданского образования в нашей стране вы выделяете? Какие проблемы могут помочь или помешать в реализации этих задач?».

Слово предоставили спикерам пленарной дискуссии. Первым выступил Владимир Васильевич Миронов. Отвечая на поставленные вопросы, он выразил основную мысль в том, что гражданское образование связано с идеологией, при условии необходимости осовременивания этого понятия. В свою очередь, гражданственность связана с осознанием культуры и границ между культурами, а также способами коммуникации между ними. При этом Владимир Васильевич уделил особое внимание тому, что «коммуникация между культурами» на сегодняшний день осложнена современными техническими средствами и особой медиасредой, которая заставляет проблематизировать адекватность передачи коммуникационных отношений между субъектами культуры.

Вторым выступил Валерий Николаевич Расторгуев. В своем выступлении Валерий Николаевич рассмотрел необходимость исторического подхода к рассмотрению понятий о гражданском образовании. По его мнению, необходимо специально активизировать скрытые идентичности, и в рамках конференции он ввел понятия «здоровая» и «больная» идентичность. Также Валентин Николаевич выразил мысль, что  модель гражданина, которая принимается, исходя из определенного социокультурного контекста и юридического понятия, является поводом и основанием для того, чтобы в системе образования осуществлялись определенные действия для осуществления гражданского воспитания.

Затем выступил иерей Георгий Белькинд. Свой ответ на поставленные вопросы он начал с обзора книги, вышедшей в 1912 году «Что нужно знать каждому в России» (автор А.Н. Шаховской). По словам иерея Георгия, эта книга представляет собой один из первых вариантов учебника по гражданскому воспитанию. Он предложил воспользоваться ей для того, чтобы рассмотреть, как устроено гражданское образование с точки зрения педагогики.

По словам священника, первая часть книги весьма традиционна, в ней излагается описание патриотизма, символов. Вторая часть представляет особый интерес, так как в ней описана вся структура управления Российской Империи, причем каждая из глав фактически раскрывает человеку, как жить в этой управляемой отрасли, как гражданину взаимодействовать с государством.  Книга наполнена массой примеров гражданских действий, героических поступков.

Проводя обзор содержания книги, священник рассмотрел следующий вопрос: «Как общее благо становится личным долгом?».

И, по мнению иерея Георгия, задача воспитателя, то есть человека, который взращивает гражданина, в том, чтобы одно с другим соединить, чтобы это признавалось общим благом, осуществлялось  людьми.

Раскрывая сущность гражданского образования и гражданского воспитания, иерей Георгий представил  к рассмотрению две пары понятий: общее и личное, благо и долг. Также он предложил возможные соотношения представленных пар понятий, как способ нахождения задач гражданского воспитания.

Завершая свое выступление, иерей Георгий сказал следующее: «Мне хотелось бы предложить такую педагогическую гипотезу: для осуществления гражданского воспитания нужно то качество, которое определяется как жертвенная свобода. Если это в людях умаляется, начинается общая деградация. Для того, чтобы это преодолеть, необходимо это взрастить.

Основное, что мне хотелось бы сказать, можно сформулировать кратко: гражданское воспитание невозможно вне лона христианской культуры».

В продолжении участники конференции задавали вопросы спикерам пленарной дискуссии. После чего конференция завершилась и была сделана общая фотография участников конференции.

После конференции своим впечатлением поделилась учитель русского языка и литературы Веневской средней школы №2 Юркевич Людмила Николаевна: «Мне хотелось бы выразить свою благодарность отцу Георгию и директору Веневской школы №2 Петрушину Сергею Юрьевичу за состоявшуюся поездку, а также заведующей кафедрой,  Елене Владимировне. На мой взгляд, такие встречи очень важны для педагогов, находящихся на периферии. Мы, если можно так выразиться, «варимся в собственном соку», а здесь мы услышали новые идеи в профессиональной деятельности, даже другой подход к процессу обучения и взаимодействию с нашими учениками.

И, конечно же, тема конференции «Гражданское образование», как никогда актуальна в наше время, когда мы видим, что происходит в случае подмены понятий.

Я согласна и с Сергеем Юрьевичем, и с отцом Георгием, в том плане, что гражданское воспитание, я бы даже сказала, воспитание личности, в полной мере возможно только лишь тогда, когда оно основано на христианской культуре».

Александр Зимин,

фото автора