Лекция диакона Свято-Никольского храма (на Ржавце) Алексея Мельникова о истории возникновения раскола Церкви 1054 года, а также основных различиях между вероучением Церкви Востока и Запада.
Разделение Вселенской Церкви, произошедшее немногим менее тысячи лет, и в наше время остается незаживающей раной на Теле Христовом.
Этот разрыв, поначалу затронувший лишь взаимоотношения первоиерархов, с течением столетий становился все глубже и болезненней. Ширились противоречия, и отчуждение, пропитываясь искажениями вероучения, становилось все явственнее для всех людей, знакомых с истинами Православия.
К сожалению, для большинства наших современников, разница между двумя Церквами понимается как различие простой обрядовости, присущей в своей самобытности каждой поместной Церкви. И именно в связи с насущной необходимостью познакомить прихожан с глубинными расхождениями, формирующими основу вероучения о нашем покаянии, спасении и служении Христу Спасителю, духовенством нашего храма было решено провести лекцию на данную тему.
В очередной раз, доклад подготовленный отцом Алексием, несмотря на временные рамки, помог ознакомиться присутствующим со всеми основными положениями заданной темы.
Затронув исторические предпосылки возникновения раскола, отец Алексий пояснил слушателям: «Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием самых разных причин, которые веками подтачивали единство Церкви.
Но, несмотря на все их многообразие, эти причины можно разделить на две основные группы: это борьба римских пап за Вселенское руководство Церковью и догматико-литургические расхождения христианской жизни Востока и Запада.
Идея верховенства римских пап была связана с организацией церковного управления под началом единоличного правления одного епископа. Ряд субъективных моментов способствовал этому. Рим, по своему политическому значению, стоял вне всякого сравнения со всеми другими городами. Он был столицей всей империи и, естественно, такое значение Рима ставило и епископа этого города в особенно почетное положение среди иерархов всего христианского мира, поэтому все епископы христианской Церкви признавали за ним преимущество чести.
Следует отметить, что Римская кафедра на Западе была единственной кафедрой, основанной апостолом, а потому римский епископ среди иерархов занимал особое положение с самого начала.
Но политическое преимущество Рима было ненадежной опорой для папских притязаний на главенство. Для них основной опорой являлись слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «… ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи от Царствия Небесного» (Мф.16; 18-19)
Опираясь на эти слова, папы стремились стать во главе всей Церкви, претендуя на единоличное управление.
К сожалению, стремясь придать данной теории большую основательность, иерархи Запада не останавливались и перед подделкой документов. Такими примерами могут служить дошедшие до нас сфабрикованные «Вено Константина», и «лжеисидоровы декреталии».
В 1870 году на Первом Ватиканском Соборе Римо-католическая Церковь приняла догмат о вероучительной непогрешимости папы. Католики учат, что Римский Первосвященник, когда он говорит от лица всей Церкви (существует специальный римо-католический термин ex cathedra, то есть «с кафедры» – не в том смысле, что он обязательно произносит свои слова, восшедши на кафедру, но в том, что он выступает официально) о вопросах вероучения или нравственности, не может заблуждаться, и его определения непогрешимы сами по себе, и не нужно ни подтверждения, ни принятия их церковной Полнотой.
В Православии для того, чтобы даже самый авторитетный Собор был признан Вселенским, нужно, чтобы его постановления были приняты Полнотой Церкви. Чтобы весь народ церковный сказал свое «да» на постановления этого Собора. И только если это «да» от народа Божия прозвучит, то будет утверждено, что Собор подлинно отражает учение всей Церкви. Это определяется не по каким-либо внешним признакам, таким, как формальное большинство голосов: в истории Церкви неоднократно бывало, что большинство составляли еретики. Мы исповедуем веру в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Соборная Церковь – это не просто статистический перечень тех, кто ходит в храм. Мы веруем в то, что, несмотря на немощи человеческие, несмотря на заблуждения иерархов и мирян, Церковь как Полнота не может ошибаться.
Из вероучения Православной Церкви следует, что главой Ее является сам Христос, и ни один патриарх не является непогрешимым и божественным – он лишь предстоятель, молящийся за свою Церковь, первоиерарх, отвечающий за домостроительство поместной Церкви.
Затронув, в силу выбранной темы, темные стороны жизни римских пап в Средние века до разделения Церквей, отец диакон обратил внимание присутствующих на весьма частую смену первоиерархов на папском престоле. Десятый век, предшествующий расколу, памятен не только тем, что за 8 лет сменилось 8 пап, большинство из которых было задушено. Этот период, называемый и самими католиками периодом порнократии, известен тем, что на протяжении 30 лет члены влиятельной римской семьи ставили на папский престол своих фаворитов и детей. К этому периоду также относится и собор с участием трупа, засвидетельствованный большим количеством источников.
Впрочем, личные качества римских пап не являлись главной темой беседы. В рамках лекции основное время было уделено ознакомлению слушателей с остальными догматическими и обрядовыми различиями. Так, были раскрыты понятия об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, имеющие свою основу в Священном Писании (Ин.15;26) и зафиксированные в Никео-Цареградском Символе веры и понятие о «filioque» – «и от Сына» – внесении изменения в данный Символ веры католиками.
Также за отведенное время отец Алексий ознакомил присутствующих с менее известными расхождениями в вероучении – учении о спасении и оправдании, учении о непорочном зачатии Девы Марии и о телесном вознесении на небо – мариальные догматы, учении о таинствах.
Отец Алексий, обращая внимание аудитории, заметил: «Проблема филиокве крайне важна. Практически все вопросы между православными и католиками имеют свои корни в расхождении к пониманию Святого Духа. Какого бы догматического расхождения мы ни коснулись, всюду проявляется умаление Святого Духа. Например, вопрос о папском примате. Христос, возносясь, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Не оставлю вас сиротами» (Ин.14;16,18). Здесь Господь говорит не о римском папе, а прямо заявляет о Святом Духе. Святым Духом живет Церковь, и совершаются все Таинства.
В Божественной Литургии главная разница заключена в Эпиклезисе, то есть в призывании Святого Духа на Дары.
Пресвятая Богородица, по мнению католиков, была исключена из-под воздействия закона всеобщности первородного греха, и не только ее рождение, но и зачатие было святым и непорочным. Исходя из латинского учения, Пресвятая Дева благодатию Божией была сохранена незапятнанной никаким пятном первородного греха. Личный подвиг Пресвятой Девы, привлекающий наитие Святого Духа, здесь отстраняется. Согласно же учению Восточной Церкви, Пресвятая Богородица родилась причастной первородному греху, и ее святость – есть следствие ее личного глубокого подвига и есть действие ее свободной воли в усвоении духа любви Божией в наивысшей из сотворенных существ степени.
В конечном счете, главным проявлением присутствия Духа Святого в Церкви есть ее свидетели – святые. К сожалению, понятие святости в Римо-католической Церкви за последнюю тысячу лет также претерпело значительное изменение. Это выразилось, например, в том, что в наши дни католичество относит дни памяти Терезы Авильской и Терезы Маленькой к обязательным памятным праздникам, а дни памяти столь почитаемых святых Православия как святителя Николая, преподобного Иоанна Дамаскина, святых бессребреников Космы и Дамиана – к необязательным памятным праздникам; из календаря были вычеркнуты, но не деканонизированы, великомученицы Варвара и Екатерина, великомученик Георгий, святая царица Александра, священномученик Киприан и святая мученица Иустина».
Подводя беседу к концу, отец Алексий заметил, что, несмотря на столь значительные различия между Церквами, нельзя забывать, что искренне верующие во Христа католики всегда могут послужить примером в делах милосердия и заботы о ближнем для всех, в том числе и для нас, имеющих бесценный дар неповрежденного учения Православной веры.
Озвученные расхождения не должны являться препятствием к общению и попыткам преодолеть разрыв когда-то единой Церкви. Такие попытки особенно заметно проявились в предыдущем столетии. Как положительное явление следует отметить, что после чрезвычайно долгого разрыва и отсутствия официальных контактов между Римо-католической и Русской Православной Церквами на Второй Ватиканский Собор были приглашены и посланы наблюдатели от Русской Православной Церкви – протоиерей Виталий Боровой, профессор Ленинградской Духовной Академии, протоиерей Ливерий Воронов, архимандрит (впоследствии митрополит) Владимир (Котляров) и архимандрит (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) Ювеналий (Поярков). Её наблюдатели вникали в ход соборных обсуждений и проявляли живой интерес ко всему, что могло бы способствовать в будущем установлению братских христианских отношений с Римо-католической Церковью.
Начало богословским собеседованиям между представителями Русской Православной и Римо-Католической Церквей положил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), выступивший на Всемирной Конференции ВСЦ «Церковь и Общество» в Женеве в 1966 году с докладом: «Диалог с римо-католиками в современной христианской социальной мысли».
На сегодняшний день позитивно развивается сотрудничество с различными католическими благотворительными организациями; взаимное участие представителей обеих Церквей во всех наиболее значимых событиях церковной жизни, например, сотрудничество в научно-богословской сфере.
Положительные примеры говорят о том, что улучшение всего комплекса отношений с Римо-католической Церковью может оказать доброе влияние на различные стороны жизни обеих Церквей, содействовать укреплению мира и взаимопониманию народов Европы.
В завершении беседы настоятель храма протоиерей Игорь Корейша поблагодарил отца Алексия за глубокую, познавательную лекцию, содержащую богатый историко-догматический материал. Ответив на вопросы слушателей, отец настоятель также обратил внимание, что рассмотрение жизни Римо-католической Церкви важно для нас, так как дает возможность избежать в развитии нашей церковной жизни ошибок, уже совершенных западными христианами. В связи с этим нам очень важно видеть, как изменение богословских представлений западного христианства, образа его Богомыслия, отразилось на жизни Западной Церкви и на развитии западного общества в целом. Только такая связь богословия и жизни может оказаться убедительной для нас самих и нашего общества.
По окончанию беседы отец Алексий поделился своим ощущением, что выбранная тема действительно является актуальной: «Я видел неподдельный интерес в глазах слушателей, глаза светились, и задаваемые вопросы подтвердили, что мы выбрали важную тему. Это не нечто формальное. Это то, с чем мы сталкиваемся в нашем мире – с живущими рядом с нами инославными».
Светлана: «Я давно не была на таких мероприятиях. Но сегодня ощущаю какое-то, я бы сказала, вдохновение, радость от этой беседы. Я смогла услышать много нового».
Наталья: «Так как я хожу на богословские курсы в этом храме, то многое для меня уже было знакомо – мы проходили это на занятиях по истории Церкви. Поэтому сегодняшняя лекция это, скорее, закрепление услышанного, она помогла лучше усвоить уже знакомое. Ну и, конечно, я узнала что-то новое, например, раньше я думала, что чистилище присутствует и в Православии, а теперь узнала, что нет».
Олег: «Вся лекция была очень запоминающейся и интересной. Иногда было немного трудно усвоить все, о чем сегодня говорили, но для меня эта лекция особенно важна тем, что мой крестник женился на католичке. И теперь я постараюсь при ближайшей встрече объяснить, в чем заключается разница, и по-хорошему, нужно попытаться девушке помочь и привести ее в Православие».
Диакон Алексий Мельников,
Корнаухова Татьяна
Фото – Корнаухова Татьяна