В день празднования 1000-летия успения святого равноапостольного великого князя Владимира в Свято-Покровском храме села Таболо Кимовского района состоялась беседа настоятеля храма священника Сергия Шестопалова с прихожанами.

28 июля православные вспоминают великие деяния равноапостольного князя Владимира и чтят его светлую память. С именем Владимира связано эпохальное событие, ставшее самым значимым в становлении христианской веры на Руси – Крещение Руси. Именно он стал прародителем государства русского как государства православного, именно его жизнь и мировоззрение преобразили духовную историю Руси, её дальнейшее развитие, а также политические и дипломатические отношения с другими странами и внутреннее государственное самоопределение.

С 2010 года этой дате официально присвоен статус Дня Крещения Руси. День равноапостольного великого князя Владимира, которого народ назвал Владимир Красное Солнышко, гармонично объединяет в себе праздник православия, культуры и государства.

В Свято-Покровском храме села Таболо Кимовского района состоялась духовная беседа на тему «Князь Владимир и его след в истории». В беседе приняли участие священник Сергий Шестопалов, прихожане и школьники.

Отец Сергий начал свой рассказ с биографии князя Владимира:

«Сегодня православные во всём мире отмечают День Крещения Руси и 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира Святославовича. Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры».

Школьник Кирилл Струков задал вопрос: «Отец Сергий, в те времена существовало довольно много разных религий, но почему же князь Владимир остановился именно на христианстве?»

Отец Сергий ответил: «По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, – говорили они потом Владимиру, – на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Прихожанин Елизаров Василий Николаевич задал вопрос: «Почему же крещение Руси не произошло с момента принятия христианства княгиней Ольгой?»

На что отец Сергий ответил: «Да действительно, изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру».

Отец Сергий продолжил рассказ: «Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства».

В конце своего рассказа отец Сергий обратился к присутствующим со словами: «Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, крестившего наш народ, а также отмечаем День крещения Руси. Отмечая Крещение Руси, мы должны помнить о нашем единстве, о нашей богатейшей культуре, о величии нашего языка, о непреходящих ценностях христианского нравственного учения, сохранении святости нашей веры, и быть благодарными нашим святым предкам, даровавшим нам это бесценное богатство!»

Священник Сергий Шестопалов

Антонина Макова