25 ноября прошло полгода, как был призван ко Господу Богу протоиерей Павел Кузнецов. Светлая память о жизнерадостном и боголюбивом человеке не угасает в сердцах многих людей.
С самого утра люди приходили на могилу бывшего настоятеля собора, несли свежие букеты цветов. Отца Павла любили и любят многие люди. Каждое новое воспоминание православного христианина – как новая жемчужина любящих сердец на могилку почившего протоиерея Павла Петровича Кузнецова.
По окончанию Божественной литургии настоятель Воскресенского собора иерей Дионисий Ворсобин отслужил заупокойную панихиду по протоиерею Павлу Кузнецову в присутствии прихожан храма. Отец Дионисий произнёс проповедь, давая всем напутствие: «Батюшка обладал таким чудесным даром, он мог общаться с людьми, и через него человек мог общаться со Христом. Дай Бог и нам так же учиться этому дару, учиться обретать Христа в жизни Церкви, в жизни людей, которые идут к Богу, пусть не святых, но стремящихся к святости. Дай Бог и нам так же общаться с отцом Павлом, потому что мы сегодня в панихиде и в домашних наших молитвах можем общаться с нашими усопшими прежде братьями – православными христианами».
После панихиды все прихожане, помянув усопшего батюшку, смотрели по проектору из пастырской службы видеоролики и отпевание бывшего настоятеля. Завершающими были выступления людей с воспоминаниями из жизни и знакомства с батюшкой.
Кузнецова Вера Юрьевна: «У каждого человека есть свой путь к Богу. Так и мой путь осмысленной церковной жизни волей Божьей был через священника Павла. Я ходила в храм Воскресения Словущего в городе Веневе практически с самого начала служения дорогого и любимого батюшки Павла. Через знакомство с ним Богом была предрешена моя дальнейшая жизнь в лоне церкви. Отец Павел сыграл решающую роль в моей дальнейшей жизни, в моем будущем, приняв меня в свою замечательную семью.
Он всегда был очень общительным человеком. Радости к жизни, веселому настроению и легкости у него можно было учиться. Конечно, все его черты характера объединялись ревностным служением Богу и людям. Отец Павел был сильным молитвенником за всю нашу семью, за своих любимых прихожан и просто за каждого, кто однажды заходил в храм, но потом опять возвращался. Людей тянуло возвратиться в храм к нему и исповедоваться или просто поговорить. Он всех встречал с любовью, умел выслушать, утешить, духовно наставить, а порой и поругать.
В 2000 году отец Павел благословил своего сына Павла и меня обвенчаться, в дальнейшем крестил троих наших детей, своих внуков Софию, Германа и Елисея.
Последние годы я чувствовала особенную трепетную любовь к нам, детям и внукам. Он словно знал, что уйдет из жизни так рано.
Великая потеря для нас!
Будем жить надеждой, что Всемилостивый Господь разрешит нам встретиться с нашим горячо любимым отцом Павлом.
Дорогой наш батюшка, отец, дедушка, Царствие тебе Небесное! Скорбим и любим!»
Карпинова Наталья: «Отец Павел, наш любимый батюшка, был и остается душой нашего Храма. И сейчас кажется, что вот он выйдет из алтаря и скажет: «Ну что, пойдемте, исповедуемся, дорогие мои». На исповеди и поругает, и пожалеет, и даст самый верный, правильный и так необходимый совет. Со всеми своими и радостями и невзгодами мы шли к батюшке. Батюшка знал каждого своего прихожанина, всю нашу жизнь, у кого какие проблемы, заботы, и всегда помогал и молитвенной помощью, и материальной и простым житейским советом. Всегда жизнерадостный, несмотря на множество болезней, он излучал доброту. Кто бы к нему ни обращался, без внимания и помощи не оставался никто. Паломники со всей страны приезжали к батюшке с надеждой на его помощь. Очень многие, пообщавшись с батюшкой, возвращались в наш Храм вновь и вновь. Мы и сейчас обращаемся к батюшке за молитвенной помощью и получаем ее, просим благословения. Батюшка был моим первым духовником, а это очень важно, ведь именно от него зависело, как сложится моя духовная жизнь, с ним я и моя семья открывали для себя духовный мир, именно с нашим батюшкой мы пришли к вере и сейчас уже не представляем себе жизни без Храма. Мои дети выросли в Храме, рядом с батюшкой, посещали воскресную школу, сын помогал батюшке в алтаре. Батюшка очень любил детей, и они отвечали ему взаимностью, всегда кружились вокруг него как стайка неразумных птенцов. Батюшка и ходил с ними в походы, и играл в футбол, и устраивал очень интересные утренники и конкурсы. Мы очень любим нашего батюшку. Чувствуем его молитвенную помощь. Нам его очень не хватает. Царство Небесное и вечный покой тебе, наш дорогой батюшка!»
Муравьева Надежда: «Первое, что я вспоминаю – это конечно его улыбка, такой пронзительный добрый взгляд, наполненный жизнью, который меня всегда заряжал позитивом и добром, самопроизвольно вызывая ответную улыбку. Помню, как он, проходя мимо, постоянно, что-то напевал (особенно часто «Царице моя Преблагая…»); шутил с кем-то, не давая человеку унывать и расстраиваться, заряжал своим хорошим настроением. Еще я очень часто вспоминаю батюшку в исповедальной комнате, настолько понятно он все объяснял и приводил настоящие примеры из жизни, что всё сразу раскладывалось по полочкам. Причем это было воспринимать как-то легко, не было ощущения давления или какого-то дискомфорта, а самое главное, появлялось искреннее желание исправиться, переосмыслить и изменить свою жизнь. Даже до сих пор его слова и мудрые советы звучат в моей голове.
Я вспоминаю великий праздник Пасхи, раньше я очень редко ходила на ночную службу этого праздника, но благодаря батюшке Павлу все изменилось. После первого же присутствия на ночной литургии у отца Павла внутри меня все перевернулось, и я уже с нетерпением ждала следующей Пасхи. Если человек хоть один раз побывал на ночной литургии в этот праздник у батюшки Павла, он непременно поймет, что я имею в виду, а для тех, кому не пришлось увидеть всё своими глазами, я постараюсь описать какие-то моменты, которые мне запомнились больше всего. Первое, что я запомнила, это, конечно, радость и веселье, которые батюшка просто выплескивал из себя на всех окружающих, когда пел «Христос Воскресе!», он никому не разрешал грустить, подбадривал засыпающих и увядающих, шутил и по-настоящему веселился, поэтому все стояли с огромными улыбками и громко кричали в ответ батюшке «Воистину Воскресе!» После крестного хода он звонил в колокола, к сожалению, описать этот звон невозможно, это надо было слышать, очень красиво и неповторимо. В конце службы отец Павел поздравлял и христосовался со всеми желающими (а желали, конечно, все) и раздавал пасхальные яйца. Трудно будет без батюшки, особенно в этот светлый день.
Часто вспоминаю, как батюшка сильно любил детей. Лично я ни разу нигде не видела такого отношения к детям, какое было у нашего батюшки. Перед причащением они как пчелки собирались возле него, и когда он выходил из алтаря, то всегда смотрел на них с такой любовью, которую тоже описать словами невозможно, и говорил им «вот и мой детский сад собрался». А сколько он с ними шутил, наверно, и не счесть. Детишки отца Павла тоже очень любили, относились к нему как к собственному деду. А еще хочется добавить, что даже если кто-то из детей опаздывал к причастию, отец Павел всегда их причащал позже, без причастия никого из детей не оставлял.
Наш батюшка, конечно, был человек с огромным сердцем, никого не обижал и никому не отказывал, даже когда был очень усталым. А еще он никогда не показывал своего плохого самочувствия, а наоборот, старался быть жизнерадостным и не впадал в уныние. Его отношение к людям меня всегда очень впечатляло, за что я его очень уважала. Он к каждому человеку старался найти свой подход, и так легко у него это получалось, что со стороны казалось, будто он каждого человека знает очень давно.
Про себя я хочу сказать, что только после смерти батюшки я поняла, как сильно я его любила, и как сильно мне его не хватает. И многое хотелось бы ему сказать, и даже просто обнять, но, к сожалению, это уже невозможно.…
Поэтому в заключении хотелось бы сказать: «Берегите людей, после встречи с которыми что-то светлое и радостное поселяется в вашей душе».
Екатерина Ворсобина
фото автора