В день Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Осиновая Гора, входящем в Центральный территориальный округ Тулы, состоялся чин Великого освящения воды, который совершил протоиерей Вячеслав Ковалевский – настоятель храма и благочинный Северного благочиния.
После веселых святочных дней кратким постом и горячей молитвой встречают православные, в том числе и жители небольшого села Осиновая Гора, двунадесятый праздник Крещения Господня. И пусть пока в храме, в останавливающемся после десятилетий поруганий, не намного теплее, чем на улице, но он с любовью и тщанием украшен. И пусть разыгравшаяся накануне метель напоминает о себе тонкими голосами, звучащими на разный лад из щелей в кровле, все же стройное и торжественное пение певчих ей не заглушить.
Настоятель храма – протоиерей Вячеслав Ковалевский в сослужении протодиакона Александра Милянцева совершил чин Великого освящения воды. Великим он назван из за особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которое было не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества вод через погружение в них Бога во плоти.
По сложившейся традиции по окончании чина Великого освящения воды под сводами храма духовенство и прихожане, несмотря на непогоду и наметенные за ночь снежные сугробы, вышли на крестный ход «на Иордань». Под пение праздничного тропаря богомольцы и присоединившееся к ним жители села совершили праздничное шествие к старому колодцу, который, как гласит легенда, расположен над древним источником.
Наступает самый волнующий момент – Честный крест трижды опускается в колодец, возвращая его водам чистоту, святость и благословение Господне, благодать Пресвятого и Животворящего Духа. И вот уже на лицах людей блестят капли Богоявленской воды, которой окропил их батюшка, смешанные с тающими снежинками.
Отец Вячеслав поздравил участников общей молитвы с Великим праздником, рассказал вкратце его историю и призвал обращаться с крещенской воде как со святыней: «Русская Православная Церковь также именует Крещение Господне Богоявлением и Просвещением.
Богоявлением праздник назван в память о чуде, произошедшем во время крещения на реке Иордан, когда на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и раздался свыше голос Бога Отца. «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21-22). После Крещения, совершенного Иоанном Предтечей, Господь наш Иисус Христос выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия.
Просвещением и «Праздником светов» Крещение является потому, что Бог – это вечный Свет, просвещающий мир.
Освящение воды в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня – это призвание на нее благодати Святого Духа. Святая вода, или Великая Агиасма, после особых молитв приобретает удивительные свойства: она обновляет человека, смывает его грехи, исцеляя от душевного уныния и телесных болезней, и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Грехи человеческие делают нечистой не только нашу душу, но и все вокруг, и вода, освященная в Иордани силою молитвы и слова Божия, призвана очистить от духовной скверны и наши души, и наши жилища, и весь окружающий нас мир. Только при этом важно помнить, что она является даром Господним, видимым образом невидимой благодати Божией, и относиться к ней необходимо как к святыне.
И не будем с вами забывать, что стяжание благодати Божией возможно не только и не столько через Крещенскую воду, сколько через веру, добрые дела и следование заповедям Господа».
Марина Полянская.