Казаки ЗОКО ВКО ЦКВ проводят первые занятия по военно-патриотическому воспитанию с учениками Воскресной школы Свято-Никольского храма (на Ржавце).
Находя все больше новых точек для соприкосновений, сотрудничество казачества и Церкви в нашем городе постепенно, год за годом, идет по ступенькам развития. И, Епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством, созданный по благословению Владыки Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского, переступив шестилетний рубеж, по-прежнему расширяет границы своих возможностей. Что-то приносит свои плоды скоро, что-то требует больших усилий и времени, а что-то даст свой ответ лишь спустя многие годы.
И именно те решения, которые дают свои результаты многое время спустя, имеют особую цену – не сиюминутную награду, но возможность повлиять на будущее. И одно из таких направлений – это воспитание подрастающего поколения.
По прошествии подготовительного этапа за который были согласованы все правовые основы, регламентирующие проведение реестровым казачеством Западного окружного казачьего общества ВКО «ЦКВ» военно-патриотических занятий с молодежью, на территории Тульской области в 2015 году положено начало образовательной деятельности на базе Областного военно-патриотического центра подготовки допризывной молодежи.
Январь 2016-го, кроме занятий со школьниками, был дополнен еще одним направлением в работе с молодежью.
По благословению благочинного церквей Западного благочиния города Тулы протоиерея Игоря Корейши, на последнем собрании благочиния была предложена инициатива о проведении тульскими казаками занятий с воспитанниками Воскресных школ благочиния.
Подавая пример, первыми участниками в этом направлении стали воспитанники Свято-Никольского храма (на Ржавце). Все ребята, проявившие желание, в ходе воскресных занятий получили возможность в течение учебного часа провести с новыми учителями совершенно необычные уроки.
На первом ознакомительном занятии казаки-наставники Дрожкин Олег Александрович, Александр Яковлев и Стефан Ануров кратко познакомили ребят с историей казачества, самыми главными казачьими атрибутами и научили азам дисциплины – они узнали базовые строевые команды и потренировались в их исполнении.
Помимо теоретических бесед, основными направлениями для работы с ребятами выбрано обучение строевой подготовке и знакомство со стрелковым оружием, стоящим на вооружении российской армии.
Общение, происходящее в живом диалоге, раскрывает новые стороны жизни, а опытные и терпеливые наставники делают это путешествие интересным и безопасным.
С начала этих занятий незаметно прошел месяц, и мы решили пообщаться с одним из преподавателей – войсковым старшиной Дрожкиным Олегом Александровичем.
Олег Дрожкин – заместитель окружного атамана по военно-патриотической работе – имеет за плечами богатый опыт работы в силовых структурах и опыт преподавания, что помогает найти общий язык с подростками, а сами занятия сделать интересными.
Как непосредственный участник проводимых занятий, Олег Дрожкин рассказал подробнее о работе казачества в структуре допризывной подготовки молодежи.
«Все началось с того, что в 2015 году было принято решение о создании классов казачьей направленности. Было подписано соглашение между атаманом ЗОКО Альховиком и министром образования Тульской области о внедрении в систему общеобразовательных школ классов казачьей направленности.
Данный проект начал работать в виде эксперимента с октября. Мы охватили порядка 70 детей из 5 и 6 классов города Тулы и 2 класса города Новомосковска. Эти несколько месяцев показали нам, что эту систему нужно расширять. Расширять как? Например, начинать работу с патриотическими клубами – приглашать их к участию в наших мероприятиях.
А также попробовать работать с группами детей, которые обучаются в Воскресных школах. Они уже получают духовно-нравственный потенциал в своем воспитании. И хотелось бы им дать расширенное дополнительное образование военно-прикладного характера и подготовить их к воинской службе. Чтобы ребенок не только был развит духовно, но и был ориентирован в основах воинской службы.
– Опишите, пожалуйста, что входит в эти занятия?
– Учитывая, что эти занятия проходят раз в неделю и в ограниченном отрезке времени, чтобы не нарушать общий регламент Воскресной школы, было принято решение, что первое – познакомить ребят с основами строевой службы. То есть, это команды «равняйсь», «становись», «смирно», повороты налево, направо и так далее. То есть, дать им принцип организации построения. Второе – познакомить их с тем оружием, которое существует в процессе допризывной подготовки молодежи – это массогабаритный макет автомата Калашникова, снаряжение магазина учебными патронами. Узнать правила обращения с короткоствольным огнестрельным оружием на базе массогабаритного пневматического пистолета Макарова.
Ученики уже сейчас могут осознать, что оружие – это не тот пластиковый автомат, который у них был в детстве, а это серьезный объект, к владению которым надо быть готовым, быть готовым подтягивать себя морально, нравственно и физически.
Потому что даже для того чтобы взвести затвор на пистолете у большинства из них просто не хватает сил. То есть мышечная сила рук не приспособлена вообще.
– А скажите, это выбивается из нормальной практики работы с молодежью или это нормально?
– Скажем так, 50 на 50. Допустим, если брать моего младшего сына, которому 12 лет, он у меня обучается владению оружием с 3 лет. Когда-то я ставил его рядом с шашкой – и она была выше его, теперь она ему по пояс. В своем возрасте для него оружие не является экзотикой, и он уже лет с 10-ти легко передергивает затвор и делает выстрел по учебной цели.
И, в-третьих, мы проводим занятия по истории казачества. Культура казачества сродни духовно-нравственной культуре народов России и, соответственно, первые занятия выполняют задачу познакомить детей с тем, кто такие казаки, и на чем основывалась их жизнь – то есть их характер общения, их заповеди. Как показали первые занятия – детям очень интересно, их это зацепило.
– Олег Александрович, к этому моменту прошло уже 4 занятия, как Вы можете оценить проведенную работу?
– Положительная динамика в чем? Во-первых, в отличии от классов общеобразовательных школ, здесь дети более усидчивы. Более послушны и более внимательны к той информации, которая им дается. Это главная отличительная черта воспитанников Воскресной школы этого храма. У них ярко проявляется желание узнать больше.
– А какой пример Вы могли бы привести?
– Допустим, возьмем обращение с короткоствольным оружием. Когда идет освоение процесса как правильно вообще нужно держать руку, эти дети внимательно слушают и пытаются исправить. А в общеобразовательной системе – совсем другая история.
У него уже сидит в голове: «Я умею, я играю в стрелялки, я – герой компьютерной игры». И он начинает что-то лихорадочно делать с этим пистолетом, не слушая, что ему говорят. Он просто не способен ничего услышать в этот момент.
А слушатели Воскресной школы очень внимательно следят, что им показываешь и объясняешь.
– А как будет проводиться оценка усвояемости полученных знаний?
– При потеплении, когда пройдете еще хотя бы месяц-другой занятий, мы планируем группы Воскресных школ привлекать в Центр допризывной подготовки для комплексных занятий в специализированных классах. Что бы они там, с учетом базовых знаний, которые им дали здесь, могли и получить дополнительный опыт и продемонстрировать, что они запомнили.
На занятиях казаков, которые проходят в помещении Воскресной школы Свято-Никольского храма, также присутствую и воспитатели Воскресной школы. И, в первую очередь, помощник настоятеля по молодежной работе иерей Антоний Фадеев.
Отец Антоний с интересом следит за тем, как проходят занятия казаков, и также положительно отзывается об участии своих воспитанников в этом процессе.
«На мой взгляд, участие казачества в образовательном процессе Воскресной школы является положительным при главном условии. Если казак способен найти подход к детям. Рассказать историю казачества, смысл традиций и показать живую связь с Православной верой может лишь человек любящий детей и состоявшийся в семейной жизни. При взаимодействии с казаками на нашем приходе такие люди, слава Богу, есть. И Олег Дрожкин и Александр Яковлев – хорошие семьянины.
Уже несколько занятий ребята узнают военно-прикладную науку. В ближайшее время мы планируем сделать тематический план, который упорядочит учебную программу самой Воскресной школы и занятия, проводимые казаками, чтобы оба этих процесса могли гармонично дополнить друг друга».
Сами ребята уже после первого занятия бурно делились впечатлениями друг с другом.
Паша, 14 лет: очень познавательно было узнать об оружии и о происхождении казачества. У них оказывается много всяких традиций.
– А не было страшно, когда впервые перед вами разложили оружие?
– Нет, было интересно – просто покажут или дадут и самим попробовать. До конца не верилось. А сейчас я уже научился разбирать АК-47 и выполнять некоторые задачи с пистолетом Макарова. Узнал немного о нагайках и шашках.
Иван, 13: Мне очень понравилось, лучше сейчас познакомиться с вооружением, которое стоит у нас в армии, уже сейчас подготовиться и понять, как это вообще все действует. Было очень интересно это все собирать, пока не очень хорошо получается, есть ошибки, но все очень нравится. А еще казаки нам рассказывали про свои заповеди и про уклад их жизни – появился интерес и к этому.
Паша, 14 лет: Когда я дома рассказал, что к нам в школу пришли казаки, то даже одна из сотрудниц папы очень удивилась, где это, как происходит. Думала, что это какая-то секция. А так занятия очень интересные, у нас уже будет какой-то опыт и моральная подготовка, и если что-то случиться, то нам будет проще принимать решения в какой-то ситуации. Пока не успел еще научиться разбирать автомат, но уже немного подержал в руке. Очень удивило, что оружие не такое, как в фильмах. На самом деле оно довольно тяжелое и чтобы научиться с ним работать нужно быть готовым еще и физически. Очень надеюсь, что впереди нас ждет еще много занятий.
Корнаухова Татьяна.
Фото – автора.