Настоятель Свято-Никольского храма, расположенного на территории ФУК ИК-2, иерей Серафим Горюнов совершил вечерю с чином Пассии.
По словам отца Серафима в храме регулярно совершаются Богослужения, и с каждым годом прихожан становится все больше, особенно в период Великого поста. Многие осужденные являются прихожанами храма и стремятся соблюдать посты по Уставу Православной Церкви, несмотря на то, что условия заключения людей и их изоляции от общества являются сами по себе ограничениями.
После чтения акафиста и Евангелия Божественным Страстям Христовым священник произнес проповедь: «Страдания Христовы являются духовной бездной, которую не может описать ни одно человеческое слово. «Один из вас предаст Меня», – говорит Господь на Тайной Вечере своим ученикам. Петр и Иуда, как схоже их следование за Христом и одинаковы начала их апостольства, но как отличается конец! Оба были избраны Христом и приближены к Нему, почтены Его доверием и любовью, научены Им тайнам Царствия Небесного. Идя по пути за Христом, они претерпевали искушения, но сребролюбие Иуды превзошло все апостольские дары, которые дал ему Христос.
Как различно их покаяние. Отречение Петрово по существу живет в каждом человеке, это есть грех человеческой немощи и слабости. Покаяние становится непреложным условием спасения, именно оно спасло Петра, а его отсутствие погубило Иуду. В Евангелие есть место, где говорится, что Иуда раскаялся, а потом пошел и удавился.
На самом деле раскаяться можно в плохом поступке или в неправильно принятом решении, но покаяться можно только перед лицом Бога Живого, приблизившегося. У Иуды не было веры и надежды на спасение, только лишь одно отчаяние. Апостол Петр отрекся от Христа, и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь был оправдан, в отличие от горделивого фарисея, исполняющего закон. Благоразумный разбойник, исповедовавший Иисуса Господом на кресте, первым попал в рай, а в честь возращения покаявшегося блудного сына отцом был устроен пир. Таких примеров можно привести много, но в каждом из них покаяние обращено к живой личности Христа и сопровождается смирением и сокрушенным плачем».
По окончании проповеди прихожане поблагодарили священника за духовное окормление и задали ему личные вопросы. Один из прихожан храма задал вопрос о том, что является самым главным в период поста? Отец Серафим пояснил, что время любого поста, а особенно Великого – время благодатное, которое дает нам возможность подумать о своей жизни и покаяться. Все мы должны оглянутся на свою жизнь, и покаяться в содеянном, только таким образом можно приблизиться к Царствию Божию. Только пост с молитвой отогревает и очищает нашу душу. Покаяние при этом не должно быть формальным, такая исповедь бесполезна и противна Господу.
Поэтому перед нами стоят вопросы: исполняем ли мы все это? Где наша вера и ревность, кем мы являемся у Креста – учеником или предателем? Если мы действуем, не имея помысла и отходя от исповеди, думаем, что покаяние уже совершилось, то мы ошибаемся. Такое формальное покаяние не нужно нам, оно бесплодно. Простое прочтение грехов на исповеди является, как правило, именно таковым. В нем нет такой веры и надежды, которые были у апостола Петра, так как он всю свою жизнь слезно каялся при пении петуха, а Иуда погиб.
Татьяна Шитова