Настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Скуратово города Тулы, протоиерей Сергий Архипов принял участие в очередном заседании дискуссионного клуба старшеклассников МБОУ Центр образования №26 города Тулы, посвященному сложной и разносторонней теме: «Человек и система».
Руководитель дискуссионного клуба учебного заведения, преподаватель истории, обществознания и права Михаил Борисович Струков рассказал, что тематическое направление дискуссии было определено самими учащимися 9-11 классов методом предварительного анкетирования: «Вполне естественно, что ребят в их возрасте интересуют проблемы взаимоотношения личности, общества и государства. Некоторые подростки считают, что современный мир построен на лжи, общество человека портит, лишает его индивидуальности, а потому нужно из него бежать, искать спасения в каких-то молодежных субкультурах. Мы всегда приглашаем на наши заседания отца Сергия Архипова, которого с нашим образовательным центром связывают долгие и хорошие отношения. В процессе дискуссии зачастую затрагиваются фундаментальные понятия человеческой жизни, морали, нравственности, и мнение представителя духовенства важно и полезно для всех участников. Возможно в силу возраста, незнания, ребята не всегда разделяют позицию верующего человека, позицию Церкви по той иной проблеме. Но у них есть возможность задуматься над многими серьезными вещами, над нравственными и духовными законами, лежащими в основе жизни каждого человека и всего общества, и попытаться рассмотреть волнующие их темы с этой стороны».
С первых минут разговора возник один из краеугольных вопросов, ответ на который в разные эпохи искали и продолжают искать как выдающиеся мыслители, так и обычные люди: государство – это система, помогающая человеку жить, максимально реализуя себя, или, наоборот, всячески его ограничивающая? В ходе полемики были выдвинуты различные точки зрения. При этом значительная часть учеников все же склонялась к мысли, что государство в большей степени заинтересовано в законопослушных, добропорядочных гражданах, полностью разделяющих его политику в самых разных сферах жизни, нежели в самодостаточных и независимых людях, поскольку первыми легче манипулировать. В этом контексте также была отмечена и роль общества, навязывающего человеку определенные стереотипы и нормы.
Тональность дискуссии лучше всего иллюстрирует высказывание Жака Фреско, которое привел один из активных ее участников Евгений Цветков, ученик 11 класса: «Все, чему нас учат – это быть удобными и соответствовать этой культуре». А кто-то из ребят отметил, что по-настоящему быть независимым от государственной системы и социума можно только, уединившись в тайге или на необитаемом острове.
С интересом было воспринято мнение отца Сергия, который предложил взглянуть на тему, исходя из реалий жизни: «Государственная система призвана совсем не к тому, чтобы сделать жизнь каждого из нас раем на земле, а сделать все возможное, чтобы она не превратилась в ад. Элементарный пример: вы подверглись нападению пьяных хулиганов, куда вы будете обращаться за помощью? Естественно, в полицию. Но это касается внешней стороны жизни человека. Если же мы говорим о внутреннем развитии, о личностном становлении человека, то все в наших руках. Человек может развиваться при любой государственной системе, при любых условиях, если он твердо знает, чего он хочет, обладает системой нравственных и духовных ценностей, верит в них, трудится над тем, чтобы им соответствовать и готов их отстаивать».
В своем выступлении батюшка также особо отметил, что настоящую внутреннюю свободу человеку дает вера, познание Бога: «Только с таких позиций человек может правильно оценить систему ценностей общества, всевозможные законы – государственные, социальные, культурные – удерживающие его в определенных рамках. Обладая полнотой духовной жизни, постоянно совершенствуясь духовно, человек будет себя реализовывать, искать свое достоинство и достигать внутреннего достатка, спокойно соблюдая элементарные требования внешней системы».
Не обошли вниманием участники разговора и такой болезненный вопрос: почему люди нарушают общественные стандарты, привычные условности и начинают плыть против течения даже тогда, когда, кажется, нет повода, когда общество выглядит благополучным и процветающим? В числе первопричин были названы вполне естественная жажда перемен, духовное «прозрение», когда человек понимает, что мир, в котором он до сих пор чувствовал счастливым и спокойным, на самом деле совсем не таков. Вспомнили и банальное недовольство окружающей действительностью, возведенное в жизненную позицию, приведенное в качестве аргумента старшеклассником Александром Дорофеевым: «Взять хотя бы наших так называемых оппозиционеров, которых всегда что-то не устраивает, – рассуждает юноша. – Да, у нас в стране много проблем, но если ты по-настоящему хочешь видеть свое государство сильным, процветающим, то нельзя заниматься только тем, что постоянно критиковать всё и вся: бездействуют власти – плохо, принимают какие-то меры – опять не так. Критика должна быть конструктивной: не нравится тебе что-то – внеси свои предложения, сделай хотя бы немного полезного для общества по возможности сам».
А вот единое решение, как избежать человеческих трагедий на почве расхождения желаемого и действительного, так и не было найдено. Однако все сошлись во мнении, что бросать вызов большинству, призывать его к переменам может человек, в первую очередь изменивший себя, разумеется, в лучшую сторону.
Новый вектор дискуссии задал Дмитрий Борисович, выдвинув для обсуждения тему обезличивания государством человека, вызвавшую наибольший интерес и противоречия. Одна часть участников согласилась с тем, что, действительно, человек рождается оригиналом, а умирает по вине государственной системы и социума, тормозящих его развитие, копией. Другая же сторона утверждала, что окончательный выбор делает сам человек. «Игнорировать общество и воспринимать его как что-то враждебное всю жизнь нельзя. Рано или поздно ты все равно в него вольешься, – считает Даша Губарева, ученица 9 класса. – Но при этом каждый человек имеет право на собственное мнение, и ему совсем не обязательно подстраиваться под большинство. Конечно, это не просто, к нему будут относиться как к белой вороне, но зато он не растеряет себя».
Полностью поддержал Дарью и отец Сергий: «Сегодня в нашей стране нет никаких жестких идеологических установок, тормозящих развитие человека, как это было в советское время, – сказал священник. – Наоборот, сейчас время неограниченных возможностей: можно учиться, где пожелаешь, поехать в любую страну мира. А чтобы система тебя не обезличивала, не поддавайся ей, трудись над собой, больше читай классики, меньше смотри телевизор».
В ходе беседы круг актуальных проблем заметно расширился. Вот только некоторые из них: что такое школа – инкубатор по производству стандартного человека или мир развития человеческой личности, реально ли сегодня создать ей альтернативную систему? Что есть бунт против системы как таковой – путь к анархии, хаосу и распаду? Возможно ли в современном информативном обществе отключиться от такой изощренной системы, как интернет, все сильнее поглощающей людей и превращающей их в носителей чужой информации – живые флешки? Разумеется, обсуждение некоторых спорных тем не было доведено до конца в силу их сложности и многозначности.
В завершение встречи участники попытались подвести некий общий итог дискуссии и пришли к выводу, что человек, государство и общество – не системы-антагонисты, а взаимозависимые явления. Конечно, не удалось миновать традиционного вопроса – каким образом нам усовершенствовать государственную систему и создать такое общество, чтобы каждый человек, живущий в России, мог максимально раскрыть свой потенциал – внутренний и внешний.
Своим видением поделился и протоиерей Сергий: «Я не открою ничего нового, если скажу, что любое общество складывается из индивидов, из личностей, и установка общества, хотим мы того или нет, складывается из установки людей, его создающих. А посему от каждого из нас требуется не искать каких-то врагов, заниматься осуждением и ждать готовых результатов, а просто самому достойно учиться, трудиться, создавать крепкую семью, любить, воспитывать своих детей и прививать им традиционные ценности. Так мы сможем построить идеальное общество, каким его видим».
Однако на этом окончательная точка в дискуссии не была поставлена. Следующее заседание клуба было решено посвятить обсуждению российской национальной системы ценностей, тому, как ее понимали наши предшественники и как ее понимают современные россияне, особенно молодые.
Марина Полянская.
Фото автора.