В поселке Косая Гора прошел траурный митинг у памятника косогорцам, павшим в боях за Родину при участии клириков храма иконы Божией Матери «Державная».

Дата 22 июня является судьбоносной для каждого. Уже четверть века нет той страны, которой была объявлена война, четверть века нет страны, которая победила фашизм. Но у каждого, кто жил 75 лет назад эта дата явилась чертой, после которой жизнь разделилась на «до» и «после». И мы – их потомки, не знавшие войны, должны вечно, как незыблемую истину, хранить память двух дат, захвативших кровавым шлейфом двадцатый век – 22 июня и 9 мая.

В этот день по всей стране проходят памятные митинги, траурные встречи, беседы. И малый поселок Косая Гора, расположенный на окраинах Тулы, героически не пустившей фашистских захватчиков на Москву, также вспоминал своих героев – солдат, не вернувшихся с войны.

По обыкновению, у памятника Косогорцам, павшим в боях за Родину в этот день при поддержке и участии поселковой администрации и представителей общественных движении был проведен митинг памяти.

И самым важным участником были не взрослые, для которых дата «22 июня» имеют личный опытный смысл. Память важна не мертвым, память важна, чтобы живые не совершали ошибок, из-за которых 75 лет назад молодые солдаты умирали, не оставив после себя счастливых детей. И потому учащиеся средних школ и, в первую очередь, малыши младших классов смогли услышать о той правде, которая была, есть и будет. Как известно, историю переписывают победители, и важно, чтобы дети могли знать правду о войне – о том, что фашизм – это не странный, мифический образ из фильмов и компьютерных игр, а это реальность, которую победили их прадеды и прапрадеды. И, не дай Бог, что подросшим мальчишкам и девчонкам придется столкнуться вновь лицом к лицу с тем ужасом, который вошел в каждую семью советской России.

Именно эти мысли прошли красной нитью в обращениях выступающих к подрастающему поколению.

Один из участников, член правления союза десантников России Гагарин Анатолию Александрович, обратился к молодежи особо: «Уважаемые косогорцы. В этот день личной памяти и скорби я хочу сказать, что этот день, который нам достался в нашей истории – тяжелый.

Я обращаюсь к детям, которые сегодня стоят сейчас здесь с цветами и не равнодушны к этому дню. Сейчас очень много нареканий говорят в адрес молодежи. Но я хочу сказать «против». На наших глазах происходит неслыханная трансформация. Что для молодежи Холокост – это обойный клей. Да, молодежь не знает. Но кто виноват? Виноват каждый взрослый. И я в том числе, и ваши преподаватели, которые не донесли до вас. Я призываю вас, чтобы вы помнили имена, даты, помнили своих дедов и прадедов, которые дали вам жизнь. На косогрской земле память должна быть вечной».

Советский атеистический разум интуитивно осознавал, что павшим должно воздавать память. Но лишь православная христианская вера дает полное понимание – зачем и почему. У Бога все живы, и поэтому мы поминаем павших не как исчезнувших в небытие, а как ушедших в далекие земли, в которых однажды и нам придется оказаться. А потому священник Ярослав Кривич, настоятель храма «Державной» иконы Божией Матери, как один из участников митинга, после пастырских слов к собравшимся, отслужил панихиду по убиенным воинам.

«Дорогие братья и сестры. Давайте вместе засвидетельствуем свою любовь к павшим единым сердцем и едиными усты. Господь сказал в Евангелии: «…Где собраны двое или трое во Имя Мое, там Я посреди них». И именно вместе, собравшись сегодня, вспомним подвиг наших отцов и дедов, чтобы засвидетельствовать эту память в наших сердцах. И Господь, видя искреннее наше сердечное помышление, помилует их и вселит в райские селения. «Во блаженном успении подаждь, Господи, вечный покой…».

После молитвенного обращения последовала минута молчания, и почетный караул возложил венки к памятнику у вечного огня.

За годы войны немецкие захватчики сожгли и разрушили 17 110 городов и поселков, 70 000 сел и деревень, Россия потеряла 27 миллионов человек, в том числе 4 миллиона детей.

Дети войны скоро останутся единственными живыми свидетелями той эпохи. Им пришлось быстро повзрослеть, но именно они сегодня являются хранителями тех ценностей, за которые умирали их отцы. С одним из них – Владимиром Сергеевичем Устиновым нам удалось пообщаться.

«В 41-м мне исполнилось 8 лет, и в первые дни войны так сложилось, что я был у тети в Тамбовской области. Война была воспринята всеми, как большая беда, потому что сразу же началась мобилизация. Но я хотел бы обратить особое внимание вот на что. Сейчас приходится слышать, что по всей стране в первые дни войны была паника, страх у населения. Не было никакой паники, а была сплоченность населения и уверенность, что мы победим.

Сейчас у меня в памяти первые песни, которые мы слышали в начале войны. «Смелого пуля боится, смелого штык не берет» – я помню, как я приникнул к репродуктору и слушал, и, конечно, «Прощание славянки»…

Нам пришлось пацанами своими силами помогать по огороду, работая за старших. Моя тетя имела корову, она много молока давала, и поэтому ее нужно было чаще кормить, и мне приходилось отдельно ее гонять, причем довольно далеко. А когда освободили Щекино, я вернулся сюда.

За это время пришлось, конечно, немало хлебнуть, и та жизнь дала закалку. Оружия я насмотрелся на всю жизнь. И сейчас, слава Богу, в мирное время, я, как зампредседателя Совета ветеранов п. Косая Гора стараюсь не оставлять без внимания те сложности, с которыми сталкивается наш поселок сегодня. И с нами, с нашим обществом считаются».

Другой коренной косогорец Подчуфаров Владимир Алексеевич 25 лет отдал труду в родном поселке, и завершил деятельность главой администрации Косой Горы, покинув пост по инвалидности. Также, Владимир Алексеевич стоял у истоков открытия Косогорского храма, способствуя всеми своими силами этому событию.

Владимир Алексеевич охотно поделился своими воспоминания, связанными с этой войной. «Практически вся моя семья воевала. Отец воевал, получил ранение и после этого продолжил борьбу уже в тылу, на Урале, как квалифицированный рабочий – он до войны трудился на нашем Оружейном заводе.

Оба моих дяди по отцовской и материнской линии тоже воевали. С этим связан очень интересный случай. Как известно официально в Союзе верить запрещали, но мама была очень верующая, и бабушка тоже. И оба моих дяди, пройдя всю войну, даже ранения не получили. Один из них прошел до Берлина, а другой до Будапешта. И, вера, наверное, старшего брата моей матери – Петра Семынина – спасла.

Дело было так, его мама надела на него крестик перед уходом. Он был десантником, и их сбросили под Будапештом с парашютами. И он рассказывает, что по ним немцы открыли огонь и уничтожили почти весь десант. А он прижал к груди крест и начал молиться. Поднялся сильный ветер, который просто сдул его в лес поблизости. Он смог спрятать парашют, сам скрылся до прихода подкрепления и спасся. Из всего их отряда, а он рассказывал – их было 120 бойцов – тогда выжило только три человека, причем другие двое были ранены, а у дяди Пети вообще ни царапины. Так он прошел всю войну не снимая креста.

И у меня есть мечта. Первая мечта – здесь храм достроить, здесь еще много работы предстоит. И вторая мечта – есть такой район в Липецкой области – Хлевенский, откуда моя мама родом, и там восстановить разрушенный храм. Сейчас пока нет такой возможности, но, быть может, Господь устроит…».

Помоги Господи этим людям в их трудах. Мы не ценим мирное время, потому что другого – не знаем. Цену хлеба знают те, кто пережил голод, цену миру знают те, кто познали войну. Но, сохрани, Господи, нашу землю от повторения трагедии длинной в 1418 дней, которая началась 22 июня 1941 года.

Корнаухова Татьяна.

Фото – автора.