Особым промыслом Божиим наш земляк, алтарник Свято-Сергиевского храма три года назад поступил на обучение в Церковную школьную Академию – Афониаду, расположенную на Святой Горе. Незадолго до того, как начнется его новый учебный год, Иван Кулешов рассказал о своем пребывании в земном уделе Пресвятой Богородицы.

Афонская школьная Академия, созданная по инициативе Патриарха Кирилла и благодаря усилиям ватопедского иеромонаха Мелития еще в 1743 году, изначально располагалась на территории Ватопеда, второго по величине монастыря на Афоне. Сегодня школа находится в Карее – административной столице Святой Горы. О том, как мальчик из обычной тульской семьи поступил туда на обучение, рассказал его отец Сергей Кулешов: «Мой старший сын Иван с 10 лет служит алтарником в храме преподобного Сергия Радонежского, на это его благословил настоятель храма отец Вячеслав Ковалевский. Когда ему исполнилось 11 лет, мы побывали с ним на Афоне. Во время посещения Ватопеда нам удалось побеседовать с его настоятелем старцем Ефремом, он благословил моего сына на обучение в школьной Академии. Если честно, до этого я не знал что есть такое учебное заведение. Там дети могут учиться с 12 лет. Целый год мы с женой думали отпускать его на учебу или нет: чужая страна, все другое, единственное что объединяет – православие, но, когда время пришло – решились. И, слава Богу, все устроилось благополучно».

Сам Иван охотно рассказал о своей жизни в Афонской Академии.

– Сложно ли было привыкнуть к новой атмосфере и окружению в Афониаде?

-Нет, мне не было сложно, хотя в самом начале я совсем ничего не понимал, ведь обучение в школе ведется на греческом языке, которого я при поступлении не знал. Первый год я учил только греческий язык, и со временем постиг его. Теперь говорю на нем, как на своем родном языке. По приезду я познакомился с другими русскими ребятами, украинцами, а также с теми, кто понимает русский язык, грузинами, например. Они поначалу помогали мне общаться с учителями и другими учениками, переводили непонятные слова.

В академии учатся мальчики и подростки из разных стран: из Франции, Германии, Грузии, Румынии, Италии, Украины и многих других. Со мною вместе поступали ребята из России, однако, поучившись какое-то время, они бросили учебу.

Климат на Афоне умеренный, он очень отличается от нашего – намного жарче. Там ведь горы, и погоду вообще предугадать нельзя. Может выпасть снег, хотя вчера было солнце, а потом растаять в один момент, и опять будет лето.

-Как организовано обучение в Афониаде? Какие предметы преподаются, какие из них стали любимыми?

– Обучение рассчитано на двенадцать лет: есть шесть детских и шесть взрослых классов. Я поступил сразу в первый взрослый класс, сейчас учусь в третьем, что эквивалентно девятому классу обычной российской школы. Вместе со мной на курсе учится шесть человек, а в классах постарше больше народа. Некоторые ребята сразу поступают на курс постарше, чтобы быстрее закончить академию. В Афониаде преподают теологи, профессора, доктора наук, монахи – все они греки.

В конце года проводятся экзамены, учителя письменно проверяют материал за весь год, испытание проводится по системе ЕГЭ. Но если кто не знает хорошо языка, то, идя навстречу, могут спросить устно. Я всегда отвечаю письменно. Самая высшая оценка 20 баллов. Если ученик не набрал даже 10 баллов, то он остается на второй год обучения.

Как и в обычной школе, мы изучаем общеобразовательные предметы: Математику, Биологию, Историю и прочие, только в церковных предметах есть отличия, например, изучаем Церковную музыку, Византийскую иконопись и проч. Мне нравится Ветхий Завет, Математика, История, Физкультура и Английский.

-Где живут ученики школьной Академии? Как организован ваш быт?

-Пять дней мы пребываем в Афониаде, расположенной в Карее, у Андреевского скита, а в пятницу после уроков разъезжаемся в свои монастыри. В школе учится около семидесяти человек, и каждый ученик прикреплен к одному из двадцати Афонских монастырей. Меня опекает Ватопед, в своем монастыре в выходные мы можем ходить на службу, помогать монахам, учить уроки. Часто нам устраивают экскурсии по Святой Горе, мы ездим по соседним монастырям, знакомимся с их святынями. Академия находится в минуте ходьбы от Андреевского скита, окна нашей школы смотрят на него.

-Что ты понял, когда впервые побывал на Афоне?

– Я никогда не мог представить, что буду учиться на Святой Горе. Здесь я понял, что могу стать очень образованным человеком. Потому что ничто на Афоне не отвлекает от учебы. Можно стать теологом, доктором наук, доступно очень много знаний. У учеников есть все, что и у сверстников в других учебных заведениях – телевидение, Интернет, но ребята, которые приезжают в Академию понимают, что нужно заниматься делом, что развлечения будут всегда, а вот такая уникальная возможность учиться нет. И ученики просто не тратят на это время. А так все есть, и даже кинотеатр, где мы иногда смотрим фильмы.

-Скажи, Иван, находясь в центре Вселенского Православия чувствуешь ли ты присутствие Божией Матери на Святой Горе?

-Конечно, ведь когда приезжаешь на Афон, такое впечатление что попадаешь совсем в другой мир, как будто ты приехал тысячу лет назад. Люди, пребывая туда, сразу освобождаются от суеты, успокаиваются. Разница в мироощущении колоссальная. Там ты сразу забываешь о многих искушениях, тебе просто не нужен светский мир. Там проще жить и учиться, во всем разлита Божия благодать, можно сказать, что атмосфера, в которой мы живем на Афоне – благодать.

-А кем ты видишь себя в будущем?

– О будущем я, как и многие другие ученики не думаю. Как Господь управит, так и будет, во всем мы слушаем старцев, у каждого ученика свой духовник. Какое благословение он даст, куда пошлет, так и будет. Если получится по воле Божией, то я и дальше буду учиться.

Елена Валеева,

фото из семейного архива семьи Кулешовых

семьи Кулешовых