В День памяти новомучеников Тульских на месте расстрела невинных жертв политических репрессий 1930-40-х гг. в Тесницком лесу была отслужена Литургия и Панихида по всем невинно убиенным.

«Кто отлучит нас от любви Божией:

скорбь, или теснота, или гонение, или голод,

или нагота, или опасность, или меч?..»

Что бы ни происходило в нашей жизни,

невозможно разлучить нас с Богом…».

(Послание к Римлянам святого апостола Павла. Стих 35).

Жуткая тайна Тесницкого леса начала открываться в 1991 году, когда на волне политических перемен в стране стало возможным говорить вслух о том, что тщательно скрывалось и замалчивалось: о репрессиях, расстрелах невинных людей, ГУЛАГе, гонениях на Церковь Православную и убийстве верующих. С тех пор и по наши дни открывается много незаживших ран нашего народа и нашей Церкви, среди них и трагедия в Тесницком лесу.

Подальше от глаз людских, в глубине глухого леса в течение нескольких лет совершались кровавые расправы над «врагами народа», «предателями», «контрреволюционерами», заглушаемые выстрелами на Тесницком полигоне.

Имен всех, кто остались в этом лесу, мы до сих пор точно не знаем. В 30-40 гг. XX века от репрессий пострадало более полутора десятков тысяч туляков. По данным региональной прокуратуры, велика вероятность того, что один из пяти репрессированных был расстрелян на полигоне Тесницкого леса в 15км от Тулы. В лесу около ста могил в виде рвов. Каждый ров скрывает 2-3 десятка тел – ровно столько, сколько вмешала в себя спецмашина, в которой заключенных привозили на расстрельный полигон.

Кто были эти люди? Русские офицеры, простые крестьяне и рабочие, священнослужители Тульской и соседних областей, в том числе и монахи Оптиной пустыни во главе с последним настоятелем обители архимандритом Исаакием. Среди них есть и тульские священники и монашествующие, ныне причисленные к лику святых.

Чтобы сохранить память об этих людях, о той жертве, которую они принесли Господу, в 2001 году была освящена часовня Новомучеников и Исповедников Российских, построенная здесь.

Ежегодно здесь совершаются богослужения, так и сегодня в этой часовне Литургию и Панихиду отслужили настоятели нескольких тульских храмов.

Настоятель Косогорского храма образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Державная», протоиерей Ярослав Кривич вместе с несколькими прихожанами нашего храма также принял участие в общей молитве.

В дороге, беседуя о трагических событиях этих мест, отец Ярослав рассказал: «Я езжу сюда уже несколько  лет, потому что это место мученичества наших земляков. Если мы не будем поминать своих же земляков, тогда что же мы за христиане? Я считаю, что это не просто долг, это наше естественное христианское делание.

По благословению владыки Алексия, который сегодня возглавит Богослужение, у нас, священников Тульской епархии, есть послушание – поминовение наших тульских святых за Литургией. А здесь – весь сонм нашего православного  духовенства и мирян, погибших в годы красного террора. Где мы должны быть в этот день? Конечно, здесь».

Как уже говорилось, возглавил Богослужение митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. В своем слове к собравшимся прихожанам он напомнил эпизод беседы Афонского старца Афанасия с католиком-европейцем, которую записал известный русский писатель-эмигрант Б. Зайцев.

Прозорливый старец предсказал России кровавые трагедии, а на вопрос паломника, за что Господь дает именно России такие тяжкие испытания, ведь и Запад не менее грешен, старец отвечал: «Потому что Бог возлюбил Россию больше и больше послал несчастий, «ибо кого больше люблю, с того и взыщу, и тому дам путь особенный, ни на кого не похожий».

– Как так выиграет Россия в своём унижении?

– Другого, неземного богатства России за это время много дано. А мученики – разве это не богатство?»

Митрополит Алексий напомнил, что человек, избирающий Бога – избирает вечную жизнь, а избирающий жизнь материальную – избирает богооставленность и забвение: «И Бог молит каждого из нас выбрать жизнь вечную. Но как трудно нам сделать этот выбор!  Поэтому надо каждому из нас обновлять своё чувство веры, не менять его на чечевичную похлебку. Наши новомученики – это тот свет, те лампады, которые показывают нам пример истинной веры и преданности Богу. Давай те же молиться нашим святым мученикам об укреплении нашей веры и прощении наших прегрешений!»

Горько осознавать, но не так много людей смогло посетить в этот день Литургию. Хочется верить, что люди лишь по занятости лишены возможности посетить сегодня Тесницкий лес. Но среди молящихся у каждого есть свое горе, связанное с этим местом.

Так, один из наших прихожан Гришин Василий рассказал, что впервые еще подростком услышал о массовых расстрелах священников: «Я уже тогда стал потихоньку воцерковляться, прочел Евангелие. И рассказы о том, что здесь убивали верующих только за то, что они верующие, меня сильно потрясли. Это чем-то напоминало гибель первых мучеников-христиан во времена гонений».

Вспомним имена некоторых тульских новомучеников.

Святой новомученик протоиерей Петр Павлушков являлся ректором Тульской Духовной семинарии в роковом для страны 1917 г. Когда единственное в городе духовное учебное заведение было закрыто, отец Петр стал преподавателем обычной школы. Школьному учителю с «духовным» прошлым работалось нелегко. В 1921 г. он оставил преподавание и был назначен настоятелем храма в честь Двенадцати апостолов.

В ходе общесоветского рейда по изъятию церковного имущества он был арестован, на дворе стоял 1926 г. Тогда за отца настоятеля заступились прихожане – простые рабочие. Наверное, поэтому батюшку отпустили. Но вскоре, 9 сентября 1937 г., последовал новый арест.

Отцу Петру предъявили обвинения по статье «организация контрреволюционной группировки и пропаганда фашизма». 23 ноября 1937 г. в Тесницком лесу высшая мера в отношении священника была приведена в действие.

Епископ  Белевский, викарий Тульской епархии Никита (Прибытков) в пожилом возрасте принял монашеский постриг. На момент ареста в 1937 г. ему исполнилось 78 лет. 
Вместе с монашествующим старцем арестовали еще 20 его единомышленников, среди которых были священники, монахи и врач по фамилии Субботин. Всех обвиняемых по этому делу жестоко пытали, после чего расстреляли 3 января 1937 г. на полигоне в Тесницком лесу.

Онисим, епископ Тульский, возглавил нашу епархию в страшном для истории гонений 1933 г. Владыка служил в Ильинской церкви, бывшей тогда кафедральным собором города. 18 декабря 1935 г. его Высокопреосвященство был арестован вместе с еще 26 сподвижниками, в 1937-38 гг. всех их расстреляли.

Жанна Визер.

Фото – автора.