Прихожанин храма «Державной» иконы Божией Матери Василий Гришин рассказал о поездке группы тульских паломников на Афон в октябре 2016 года.
В этот год, год тысячелетия русского присутствия на Афоне, множество наших соотечественников стремились побывать на этой удивительной земле. Не остались в стороне от этого духовного порыва и тульские паломники. Об одном таком путешествии мы поговорили с Василием Гришиным, прихожанином и алтарником Косогорского храма «Державной» иконы Богородицы. Василий уже в шестой раз сподобился милости Божией посетить Афон, и организовал недельную поездку, из которой группа тульских паломников вернулась 27 октября.
– Василий, ты уже опытный паломник, организатор этой поездки, наверное, можешь рассказать, как вообще можно побывать на Святой Горе?
– Ну, один из способов – это поездка организованной группой от какого-либо паломнического центра. Мы же полностью готовили эту поездку самостоятельно. Оформление виз, запросы в соответствующие монастыри. Знакомый монах помогал нам в получении диамонитирина – разрешения на посещение Святой Горы. Бронируем гостиницы, покупаем билеты – все это мы делаем самостоятельно.
В известные монастыри, например, такие как Ватопед, поездку нужно бронировать за три месяца. Заявка делается очень точная – в такую-то ночь, мы просим принять столько-то человек. Ведь посещаемость очень большая. То есть, к такой поездке нужно подходить очень ответственно, но все выполнимо.
В этой поездке нас было 12 человек. Один священник, один диакон, два иподиакона владыки Алексия, нашего митрополита, семинарист и шесть мирян. Причем были и уже посещавшие Святую Гору и те, кто здесь побывал впервые.
– Вы вернулись совсем недавно, 27 октября, наверное, впечатления особенно ярки?
С одной стороны, вроде бы, каждая поездка похожа на предыдущую, но всегда будет что-то новое. Даже одно мгновение способно перевернуть душевное состояние, оставить неизгладимый след, а словами этого описать просто невозможно. Суть потеряется. И каждое посещение на Афон соткано из этих мгновений.
– Можешь о чем-нибудь рассказать?
– Например, один из моментов меня поразил до глубины души. Прибыв в один из известных монастырей, я увидел как помощник архимандрита, очень уважаемый иеромонах, мыл туалет. Вот такого смирения у нас в России я пока не встречал.
И еще был удивительный момент. Так, благословляя наше паломничество на Афон, владыка Алексий возложил на нас особую миссию – передать благословенную просфору вновь избранному игумену Свято-Пантелеймонова монастыря, которым стал иеродиакон Евлогий (Иванов) – его наш владыка в свое время постригал в монашество. И именно в день нашего приезда в монастырь происходила его интронизация.
Многие афониты хорошо помнят Тулу. И когда говоришь, что ты из Тулы, очень радуются: «Тула, Тула, пряники!» Мы всегда привозим их с собой в подарок.
А когда мы вернулись домой, один из моих знакомых только приехал на Афон. И он звонит мне со словами: «Тебе привет из Пантократора! Тебя здесь помнят! Оказывается, приехав в этот монастырь, он сказал, что из Тулы, и там вспомнили обо мне и нашей группе. В этот момент такая радость коснулась сердца. Потихоньку мы там становимся своими!
– А какие монастыри вы посетили за эту поездку?
– Первым был монастырь Пантократор, где нас всегда встречают и помнят. Затем наша делегация разделилась. Четверо поехали исполнить поручение владыки Алексия в Свято-Пантелеймонов монастырь, а мы поехали в Ватопед.
Затем мы побывали в Великой Лавре. Это первый монастырь в иерархии обителей Афона. Его основал Афанасий Афонский. И, кстати, именно в этом монастыре существует запись, от которой и исчисляется дата присутствия русских монахов на Святой Горе.
И завершающим был Иверский монастырь. Мы специально так планировали, чтобы побывать в нем в день празднования этого образа.
– Расскажи о том, как выглядит распорядок дня паломника? Скажем, один день из поездки.
Утром мы приехали в монастырь. Нас встретили, расселили. Затем днем есть какое-то свободное время. Можно или отдохнуть, или понести послушание. С пяти вечера начинается вечернее Богослужение. Оно идет 1,5-2 часа. Затем – ужин. После ужина до 3 часов ночи – сон. А вот с трех часов утра где до 7 утра, где до 8 утра идет утренняя служба, которая по уставу заканчивается Литургией. То есть, каждую ночь минимум четыре часа афонские монахи молятся.
Затем мы идем на завтрак и покидаем монастырь – по традиции Афона в одном монастыре паломник не может оставаться более одной ночи.
Также существует традиция, что по Афону нужно передвигаться пешком. Так и мы, планируя какие монастыри посетим, решали, какую часть будет идти самостоятельно, а в какой прибегнем к транспортным средствам.
Центр полуострова – это город Карея, Кариес. В его окрестностях мы посетили монастырь Кутлумуш, а также древний храм, где находится чудотворная икона «Достойно есть». Именно за молитвой у этой иконы явился ангел и сказал монахам, как правильно молиться за Литургией, когда нужно петь эту молитву. Затем мы посетили сербскую келью в честь иконы Богородицы «Млекопитательница».
А из монастыря Пантократор мы ходили в Ставроникиты. Все эти обители в пределах видимости, поэтому мы и выбрали их в качестве пешеходной части. А при больших перемещениях мы пользовались где-то специальными микроавтобусами, а где-то плыли на катере.
– А в этот раз удалось понести послушание в каком-нибудь монастыре?
– Да. С этим тоже связан интересный момент. В предыдущий раз я был на Афоне в июле этого года. В монастыре Пантократор купили где-то в Греции на аукционе старую мебель. Массивную такую, деревянную. И она была чем-то черным покрыта, нужно было ее оттирать. Так я два дня нес там послушание – оттирал столы.
А приезжаем в этот раз, спрашиваем, можем ли мы как-то потрудиться, и монах, улыбнувшись, принес мне 2 стула. И становится понятно, что это все промыслительно. Ведь я работаю с мебелью профессионально. Господь даже послушание дает сообразно нашим способностям. И монах заулыбался, когда я ему объяснил, что я сам работаю по мебели.
– Ну а, подводя итоги, ты можешь рассказать о своих впечатлениях, с какими мыслями ты туда ехал, с какими вернулся?
– Говорят, никто посетивший Афон не возвращается домой прежним. С каждым происходят те или иные изменения.
За собой их заметить очень сложно. Обычно мы всегда лучше замечаем за другими. Но вот, например, перед поездкой я очень просил о терпении. Как обычно бывает – на работе, в общественной жизни мы стараемся держаться, а вот в общении с нашими родными, домашними открываются разные стороны характера. И, может быть, это я сам себя успокаиваю, но с момента возвращения, мне кажется, я стал немного спокойнее, терпимее.
В каждом монастыре множество мощей, святынь. Сам воздух там как будто насыщен благодатью, святостью, молитвой. Насколько тяжело молиться бывает здесь, например, Иисусовой молитвой, а приезжая туда, стоит раз ее произнести, и она сама льется из сердца. Там бывает мало сна, мало еды, очень длинные службы, но все это переносится с радостью, которую не сравнить с простым мирским комфортом.
Я желаю всем мужчинам хотя бы однажды побывать на Святом Афоне!
Татьяна Корнаухова.
Фото и видео – Гришин Василий.