В церковном доме храма Преподобного Сергия Радонежского прошла секция областных Рождественских чтений Северного благочиния г. Тулы «Храмы-мученики».
«XX век поистине стал для России эпохой мучеников и исповедников, когда попирались святыни Православия, разрушались духовные основы жизни русского человека, тьма богоотступничества и греха затмила собой свет истинного Богопочитания». (Из определения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников епископа Онисима (Пылаева, 1876-1937), епископа Никиты (Прибыткова, 1859-1938), протоиерея Петра (Павлушкова, 1865-1937)).
За эти годы храмы по всей стране были обезглавлены, изуродованы, переоборудованы под нужды установившейся безбожной власти. И до сих пор вернуть здания храмов верующим, восстановить их, возродить литургическую жизнь очень сложно. Поруганные храмы продолжают нести подвиг мученичества, пытаются напоминать тем, кто живет вокруг них в благополучии, что без церковной молитвы жизнь бессмысленна и конец бесславен.
Храму в честь новомучеников и исповедников Российских в Тесницком лесу было посвящено выступление благочинного церквей Северного благочиния г. Тулы протоиерея Вячеслава Ковалевского. Он напомнил собравшимся: «На этом месте, где пострадали, были расстреляны и погребены в 1937-38 годах около четырех тысяч человек, покоятся ныне прославленные в лике святых новомучеников и исповедников Российских прмч. Исаакий Оптинский; сщмч. Никита, еп. Белевский, протоиерей Петр (Павлушков), прпмцц. Августа, Макария, Анфиса, мцц. Мария и Агриппина. В 2000 году тщанием Андрея Анатольевича Самошина, в бытность его главой района, была выстроена часовня. В годовщину прославления новомучеников Тульских 16 сентября 2002 года была совершена первая Божественная Литургия. И теперь Литургия служится здесь, в лесу, каждый год 16 сентября».
Второй выступающий, иерей Алексей Матвеев, делая доклад о истории возрождения Николо-Зарецкого храма, достаточно большое внимание уделил предыстории, анализируя происходящее с храмами города Тулы в период от 20-х годов прошлого века до 1999 года, когда Николо-Зарецкий храм был передан Тульской епархии. Он постарался, анализируя взаимоотношения Церкви и власти, дать ответ на вопросы: почему невозможно было открыть храм до этой даты и почему именно 1999 год.
Судя по архивным документам, существовала двойственность отношения власти к Церкви. В высших эшелонах власти люди были более лояльны к Церкви, чем на местах. И по пословице «законы святы, да исполнители лихие супостаты», законы, принятые на государственном уровне, нарушались низовыми властями. Так, в январе 1965 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих»; в 1968 году Совет министров РФ издал документ, в котором говорилось, что имеют место ущемление прав верующих, необоснованные отказы и проволочки в рассмотрении заявлений о регистрации православных обществ, в связи с чем поступали многочисленные жалобы.
Но на протяжении многих десятилетий люди были способны отстаивать свои религиозные интересы. И власти пришли к мысли разрешить регистрировать фактически существующие общины и группы. Председатель Совета по делам религий в 1984-1989 годах К.М. Харчев на вопрос, почему он, член КПСС, стал открывать церкви, отвечает: «Мы просто возвращались к ленинским нормам жизни. В Конституции написано: верующие имеют право».
Николо-Зарецкий храм власти пытались неоднократно реставрировать.
В 1978 году, в преддверии Олимпиады-80, «реставрация» при отсутствии проектно-технической документации привела к тому, что стены лишились остатков лепного декора.
В 1995 году был разработан проект реставрации Николо-Зарецкой церкви, и храм наспех отреставрировали к празднованию 850-летия города Тулы. Результаты – через год-два со стен начала осыпаться штукатурка, цоколь местами обвалился, с крыши при сильном ветре слетали листы кровельного железа.
Приближалось 200-летие Тульской епархии.
И здесь отец Алексей высказал теплые слова в адрес бывшего помощника губернатора по делам религии И.Н. Шелопаева: «Хочу сказать спасибо Игорю Николаевичу Шелопаеву за его личную работу. Многое я написал, опираясь на документы, комментарии и беседы с ним. Это наглядный пример того, что от уполномоченного на месте зависит очень многое, если не всё. Уполномоченный подавал предложения – губернатор отдавал распоряжение соответствующим структурам, далее следовал контроль исполнения. Практика показала, что наиболее результативной формой контроля за выполнением постановлений губернатора Тульской области о подготовке и праздновании 200-летия епархии явились совещания по итогам поездок в районы области при руководстве области».
Тогда и было принято решение вернуть епархии здание семинарии и Николо-Зарецкого храма, и определен срок: 1998-1999 гг. В 1999 году, под праздник Рождества Христова, храм был передан Тульской епархии. Началось его восстановление и возрождение прихода.
Благочинный протоиерей Вячеслав Ковалевский прокомментировал это выступление: «То, о чем рассказал нам отец Алексей, – это история всех храмов. Ваш доклад заставил нас переосмыслить тяжелые времена испытаний для Церкви, по-новому взглянуть на нашу современную жизнь и жизнь наших приходов. Господь дает нам такое благодатное время восстанавливать разрушенные святыни».
Большое обсуждение вызвал доклад аспиранта исторического факультета ПСТГУ Павла Ефимушкина «Приходское духовенство Тульской епархии в 1945-1965 гг.».
На вопросы о выборе темы доклада Павел ответил: «На факультете имеет место тенденция изучать приходское духовенство. 1945-1965 годы, послевоенный и хрущевский периоды – малоизученная история. К тому же, в архиве возможен доступ только к открытым документам, а это 50-летний срок. И тульская история меня интересует, поскольку сам туляк. Это тема магистерской диссертации, которую я защитил полгода назад. Продолжаю над этой темой работать в аспирантуре».
При написании работы использовался архивный материал ГАТО и РФ, отчеты уполномоченного по делам РПЦ, воспоминания людей, которые жили в этот период истории. Приведем лишь часть цифр и положений доклада.
К 1950-му году в Тульской епархии на 43 храма было 70 священников. Это те, кто возвращались из ссылок, лагерей, а также принесшие покаяние обновленцы. В такой ситуации возникли проблемы. Подавляющее большинство духовенства старше 55 лет, рукоположены до 1918 года, здоровье подорвано, заниматься делами прихода тяжело. Обновленцев было много, часть из них отличалась либеральными взглядами, эксцентричным поведением, неблаговидными поступками. Ещё проблема – образование духовенства. Треть священников окончила семинарию до 1918 года; около 70 процентов умели только читать и писать.
Открытие духовных школ дало возможность решить многие вопросы. За период «потепления» к 1960 году число священников моложе 40 лет и с семинарским образованием составило около 80 процентов, что позволило решить большинство проблем.
Но к середине 50-х годов из 43 действующих храмов осталось 32. И ни один не был закрыт властями, от них отказалась епархия, так как священники не могли служить – не было дохода, жить было не на что. В то же время в других приходах был достаток в средствах, известен случай, когда в конце 50-х годов в Епифани приход Иоанно-Предтеченской церкви выделил 4000 рублей на электрификацию поселка.
На местах создавались искусственные препятствия – часто священнику и прихожанам было невозможно добраться до храма. Как и по всей стране, священники мало на что имели право. Протоиерей Павел Игнатчик привел пример как иллюстрацию – ему попала в руки справка того времени (он передал ее в музей семинарии) от председателя сельсовета: «Настоятелю такого-то храма разрешается отпеть усопшего такого-то в больнице».
При обсуждении докладов Марина Евгеньевна Ефимушкина, главный специалист МКУ ЦОДСО г. Тулы, рассказала об опыте работы с детьми по краеведению. В 2006-2008 годах выездные экспедиции со школьниками собирали воспоминания старожилов. В с. Ионино женщина на вопрос «Вы что-нибудь помните о храме, который когда-то здесь стоял?» ответила: «Храмы-то наши – мученики!». И это высказывание произвело неизгладимое впечатление на детей. Ещё они получали свидетельства очевидцев, что Бог поругаем не бывает. В селах Алешня и Беломутово рассказывали об одном и том же умельце, который из куска железа делал тончайшую бритву; он участвовал в разгроме Георгиевского храма в Егорьево и в Беломутово. Позже ехал по мосту в Алешне, все спокойно проехали, а он провалился. И всё это – уроки нашим детям и нам.
Помощник благочинного по религиозному образованию протоиерей Борис Монькин по окончании обсуждения отметил: «Обратите внимание: готовили свои доклады в разных городах, темы разные, но такое единомыслие и согласие в выступлениях – неожиданный момент».
По итогам работы секции принят итоговый документ для передачи в епархиальный отдел религиозного образования и катехизации.
Новоселова Наталья