Выступление специалиста по архитектуре Татьяны Халтуриной на тему «Особенности церковной архитектуры в эпоху раннего христианства» в Свято-Никольском храме (на Ржавце).
Стремясь обустроить свое место обитания, многие создания Божии на земле строят себе жилища. Птицы и осы вьют гнезда, лисицы в земле роют норы, бобры возводят свои хатки. Но лишь человек, занимаясь строительством того места, которое будет его домом, творчески прилагает усилия, чтобы его украсить. Тем более он должен быть прекрасен и сложен, если это не просто дом, но храм, дом Божий.
Сегодня, заходя в храм, люди, далекие от церковной жизни, к сожалению, бывают в недоумении от той красоты, того великолепия и величия, которыми славятся православные церкви. И лишь знакомясь с историей религии вообще, и с историей развития христианской Церкви, христианского искусства и культуры в частности, им становится понятно, человек всегда отдавал самое лучшее, что у него было, чтобы храм соответствовал своему великому назначению.
Сделать один такой шаг, попытку обернуться, чтобы увидеть, как расцветала, выходя из катакомб, христианская Церковь и было предложено всем пришедшим на эту небольшую лекцию по истории архитектуры.
В нашем храме Татьяна Михайловна Халтурина знакома многим, кто посещает Богословские курсы, открытые год назад. Но немногим известно, что Татьяна Михайловна, окончив Московский архитектурный институт по специальности «Реставрация памятников архитектуры, реконструкция исторических городов и теория архитектуры», будучи членом Союза архитекторов России, является признанным специалистом далеко за пределами нашего города.
-Татьяна Михайловна, расскажите, как родилась идея подобной встречи?
– Идея этой лекции возникла в связи с проведением Богословских курсов. По предмету история Церкви есть такая тема – раннехристианские храмы. И отец Алексий Мельников, зная о моем образовании, предложил мне рассказать участникам курсов об этой теме. А далее мы подумали, что было бы интересно провести открытое занятие для всех желающих с наглядным представлением материалов. После этого я занялась подборкой фотографий, чтобы наглядно представить материл, о котором предстоит рассказать, приобрела проектор. Отец Антоний помог с экраном и освещением. Так, совместными усилиями мы и провели это выступление.
-А как вы считаете, насколько это интересно, а главное полезно слушателям?
-Такие встречи нужны. К сожалению, качественную литературу на подобные темы сегодня не найти. Интернет также плохой помощник. Отбирая материал для выступления, мне не раз попадались памятники, подписанные совершенно другим именем, относящиеся к другой эпохе. То есть в основной массе представлена невыразимая путаница и чепуха. Естественно, люди, доверяющие интернету, рискуют получить полную дезинформацию.
Потому такие встречи позволяют, во-первых, просто повысить уровень образования и, во-вторых, прикоснуться к искусству архитектуры в ее высшем понимании.
Лекция, наполненная самым разнообразным материалом, гармонично содержала в себе взаимосвязанные элементы философии, богословия, истории религии и самой архитектуры, которая рождалась на стыке эпох и являлась материальным выражением духовных откровений мастеров 3-4 в. н.э.
В самом начале выступления Татьяна Михайловна обратила на это внимание слушателей: «В архитектуре время может выражаться линейно: например, от сотворения мира до Страшного Суда. Эта прямая линия, направленная в одну сторону, с одной стороны, где у нас будет апсида, что подразумевает рай, с другой стороны, противоположной, зачастую изображается ад. То есть пространство наполняется смыслом, оно выражает концепцию линейного времени. Цикличное выражение времени подразумевает действие, повторяющееся в вечности. Не случайно, что образ вечности возникает в сооружениях мемориальных, то есть то, что связано с вечностью. Практически любая культура имеет понимание, что за смертью что-то есть.
Здесь есть один принципиальный момент. Традиционно ось базилики развивается горизонтально – это ось восток-запад. А центричный храм имеет совершенно другую направленность. Центричный храм концентрирует все пространство в центре, и отсюда идет ось вертикальная – земля-небо».
На заинтересованных лицах слушателей, собравшихся в храме, легко читалось удивление и радость, и, когда подошла к концу беседа, нелегко было поверить, что прошло два часа. Экскурсия в историю архитектуры получилась увлекательной и поучительной.
По завершении лекции настоятель храма протоиерей Игорь Корейша поблагодарил Татьяну Михайловну за ее труды, попросил молитв прихожан о ее здравии и отметил важность подобных бесед и, самое главное, умение различать ценность самого храма, как здания, и его предназначение: «Важно проникнуться любовью к храму, его таинственным сакральным смыслом, и это позволит настроиться более глубоко на литургическую жизнь. То есть здесь важен переход от внешнего восприятия и понимания храма к внутреннему духовному пониманию храма. И нам очень важно понимать, что литургическая жизнь, проходящая в храме, несравненно важнее самого храма и всех икон вместе взятых. Если храм перестает служить делу спасения, если живая литургическая жизнь заменяется обрядовостью, то Божиим промыслом храм попускается к разрушению».
Один из слушателей лекции, прихожанин Юрий, 47 лет, охотно поделился своими впечатлениями от беседы: «Начало лекции, в которой было уделено внимание философии, было немного сонным, оно несколько не соответствовало настрою, с которым я пришел. А вторая часть, посвященная истории развития зодчества, очень понравилась. В ней наглядно прослеживается цепочка, по которой мы пришли к современной архитектуре, а через архитектуру – к пониманию нашей духовности. Как архитектура трехтысячелетней давности, потихонечку, преломляясь, пришла сюда к нам. Ведь смотря на своды наших храмов, на стены, мы вспоминаем наших предков и их реакции на то или иное событие.
Проходя мимо храма, многие кланяются, а многие отворачиваются. То есть даже здесь каждый лично для себя выбирает позицию.
Зоя, 65 лет: «Мне очень понравилось, как была проведена эта лекция. Татьяна- очень грамотный специалист и ее интересно послушать, как образованного, начитанного человека. Для нас было интересно узнать, как много скрыто за словом архитектура, чем она важна, чем характеризуется. Мы ведь очень мало знаем о происхождении церквей, поэтому лекция была очень познавательной».
По окончании лекции последовали занятия Богословских курсов, как обычно проведенные для обеих групп. На занятиях были затронуты темы эсхатологии, Четвероевангелия и истории Церкви.
Иерей Антоний Фадеев
Корнаухова Татьяна.