Сотрудники Миссионерского отдела Тульской епархии побывали в г.Богородицке по приглашению настоятеля Свято-Успенского храма протоиерея Алексея Резухина и ответили на вопросы местных журналистов.

Как рассказал секретарь отдела Алексей Ярасов, речь шла о том, что на тульской земле, в частности, Богородицком районе, проживает много переселенцев из бывших союзных республик. Как жить в мире и согласии и не допускать межнациональной розни – вот главная проблема на сегодняшний день.

– Мы начали разговор с того, что люди и похожи, и отличаются друг от друга – языком, цветом кожи, вероисповеданием – отметил Алексей Викторович. – В любой стране мира, на любом континенте человеку свойственно делить окружающих на «своих» и «чужих». Это не хорошо и не плохо, это просто данность, свойство человеческой психологии. Но непохожесть может вызвать интерес к человеку, а может стать причиной конфликта. Ведь многие войны начинались из-за разногласий по признаку веры, расы, национальности. Журналисты интересовались, какая религиозная обстановка сложилась на сегодняшний день в Тульской области, причем о сектах речь не шла, мы говорили только о традиционных конфессиях. Я рассказал, что в нашем регионе зарегистрированы две исламские общины, мечети у них нет, но имеются специальные помещения для молитв. Есть католическая община, католический костел – историческое здание, построенное в XIX веке, есть и небольшая община лютеран-протестантов. Зарегистрированы также три общины иудеев.

Журналисты назвали ислам нетрадиционной для России религией, но Алексей Ярасов тут же их поправил, отметив, что на огромных просторах нашей страны это вероисповедание живет веками, и никаких проблем никогда не возникало. В том же Татарстане в некоторых селениях проживают вместе в мире и согласии много лет русские православные и татары-мусульмане.

Но дело в том, что в 90-е годы, когда рухнул «железный занавес», перед духовными лидерами мусульман в нашей стране появилась задача воспитания новых духовных лидеров. И они стали отправлять молодежь учиться за границу, причем выбирали учебные заведения, где предоставлялось бесплатное проживание, питание и прочие льготы, забывая про тот самый бесплатный сыр. А эти заведения были ваххабитскими, где мусульманскую молодежь обучали радикальному исламу под видом истинной религии, и в итоге в нашу страну возвращались готовые сектанты. Ваххабизм – это секта, не имеющая ничего общего с традиционным исламом, поскольку ее члены агрессивны даже по отношению к мусульманам, так же, как и к представителям других конфессий. И мы постоянно читаем в СМИ, как на Северном Кавказе постоянно убивают духовных лидеров ислама, взрывают мечети, и делают это ваххабиты.

И очень важно отличать одних от других. Недавно в Туле побывал современный исследователь ислама Роман Силантьев. И на одной из лекций он привел такой пример: когда в Волгограде были совершены теракты, там подожгли мечеть. И он сравнил это с тем, как если бы в Туле какие-то сектанты, называющие себя христианами, совершили преступление, а недовольные этим жители нашего города пошли бы и подожгли в отместку этим сектантам православный храм. Так, что не надо путать одних с другими.

О том, что такое межнациональная и межрелигиозная рознь, все сегодня хорошо знают. Но надо знать и откуда берется экстремизм? Во-первых, сказывается идеологический вакуум, о котором было сказано выше. В стране до сих пор не сформулированы национальная идея, национальный девиз. Особенно тяжело молодым людям, которые росли в условиях отсутствия какой-либо идеологии.

Во-вторых, живя в одной стране, мы всё равно во многом остаемся разными. Эта разность, в зависимости от контекста, может вызывать неподдельный интерес – к чужим обычаям, традициям, культуре, а может стать причиной резкого неприятия – тех же самых обычаев и традиций. Всё зависит от того, как себя ведет человек – носитель этой культуры: скромно, уважительно к окружающим или вызывающе, с апломбом.

Многие наверняка вспомнят историю со стрельбой на дагестанской свадьбе в центре Москвы. Историю, возмутившую многих. Стреляли, слава Богу, не в людей, а в воздух, от избытка чувств, но сам инцидент был воспринят, и вполне справедливо, как проявление неуважения к жителям столицы. Общий смысл комментариев сводился к тому, что, если ты приезжаешь в другой регион, будь добр чтить традиции людей, проживающих в этом регионе. Никто не просит тебя отказываться от своей национальной идентичности, просто веди себя как человек.

Возможно, причина в том, что прервалась преемственность от старшего поколения к младшему. Молодежь не видела, как молились их отцы, деды, она воспитывалась в условиях атеизма. Те, кто приходят в традиционную веру, трудятся, соблюдают законы. Но есть и те, кого сбивают с толку эмиссары различных радикальных течений. Потом они уходят в секты, где разжигается национальная и религиозная рознь.

Об этом же – об утрате традиций, говорят и православные священники. Семьдесят лет воинствующего атеизма отучали нас от единения в Боге, что привело к потере духовности и нравственных норм жизни. Конфликты среди народов возникают не вследствие противоречий культур, а от незнания духовных основ. Подтверждением этому служит пример с введением в школах предметов «Основы религиозной культуры» и «Основы светской этики». Причем, в первом случае было предложено несколько модулей – «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры» и пр., так, что родители могли выбирать. Когда проводился данный эксперимент, боялись, что среди детей возникнут разногласия на национальной почве, но оказалось, что ученики, наоборот, стали гораздо сплоченнее между собой. Если бы каждый из нас соблюдал заповедь Иисуса Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31), то среди любого народа всегда сохранялся бы мир – взаимоотношения нужно строить на основе любви. И при этом многие родители-мигранты отмечали, что для их детей нелишним будет изучение обычаев, в том числе – религиозных, той страны, в которой они теперь живут.

Некоторое время назад в Интернете появилось видеообращение дагестанца Адама Муртузалиева к своим землякам, приезжающим в Москву и другие города. Запись всколыхнула Сеть, набрав буквально за несколько дней сотни тысяч (!) просмотров. Молодой человек, пусть немного косноязычно, но зато понятно и доходчиво высказал то, что уже годами, но красивыми словами, пытаются сказать приезжим с Кавказа и эксперты всех мастей, и многие политики, и мы, журналисты. Это простые, но совершенно очевидные вещи. Такие, как уважение друг к другу, к культуре и традициям, к своей семье, в конце концов: «Почему я, такой же дагестанец, должен краснеть за вас? Почему из-за 10-15 человек нас должны ненавидеть? Проходят девочки – вы их подкалываете и бьете ребят, которые за них вступаются. Хватит, пацаны, ведите себя достойней. Делайте так, чтобы ваши родители за вас радовались, придите в религию, а не позорьте себя и нас, таких же дагестанцев, как и вы!»

Добавим, что это обращение оказалось не единственным. Несколькими неделями ранее в Сети появился видеоролик юноши-кабардинца, который говорит теми же словами о тех же вещах: «В том, что нас, кавказцев, в Москве не любят, виноваты только мы сами. Потому мы показываем там себя с плохой стороны, и они думают, что мы все такие. Разве для этого нас воспитывали наши отцы и деды?»

В то же время упреком в адрес некоторых националистов звучат слова другого юноши с Кавказа – Адама, ингуша по национальности: «Почему Россия – только для русских? Это наша общая страна. Некоторые даже до сих пор не знают, что Ингушетия – это часть России. А ведь мы с Россией очень давно – с XVIII века». Свои мысли он подкрепил цитатой из Корана: «Воистину мы создали вас разными народами и племенами, дабы вы познавали друг друга и тем самым сближались друг с другом».

В Тульской области работа по объединению людей разных национальностей ведется на разных уровнях, проходят вечера дружбы, много делают активисты диаспор Общественной палаты Тульской области: чтобы люди разных национальностей лучше понимали друг друга, помогали, объединялись.

Ведь на самом деле разъединяться, разделяться можно по разным признакам: не только по национальности и по цвету кожи, но и по месту проживания, по возрасту, по социальному статусу. Русские ребята, живущие в соседних поселках или даже на соседних улицах, сходятся друг с другом в драке «стенка на стенку», одноклассники, не один год проучившиеся вместе, соперничают за внимание самой красивой девушки в классе, порой надолго становясь врагами, а простые работяги нередко испытывают нелюбовь к чиновникам и «белым воротничкам».

Но всегда при желании можно найти и причины для объединения. Можно объединиться потому, что мы слушаем одну и ту же музыку или работаем в одном коллективе, или наши дети ходят в один детский сад. Или потому, что мы живем в одной стране. И общаясь между собой, почаще вспоминать слова святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг…»

Пресс-служба Миссионерского отдела