По благословлению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия для сотрудников таможни состоялась встреча, на которой клирик Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы – иерей Андрей Морозюк рассказал об истории христианского брака и его духовно-нравственных основах.
Что такое грех, добродетель и почему мы отмечаем те или иные христианские праздники? На эти и многие другие вопросы отвечает отец Андрей на духовных беседах, которые проводит в течение года для работников Тульской таможни. Вопрос о духовно-нравственных основах христианского брака и любого союза между мужчиной и женщиной вообще, интересует многих. Большинство даже не подозревает, что до появления христианства в ветхозаветную пору допускалось многоженство. Легко было расторгнуть брак по инициативе мужа – женщине отводилась второстепенная роль: любой ее проступок мог послужить к расставанию. По сути, она была бесправной «собственностью» мужа. Христианство – та грань, за которой женщина стала свободным человеком, получила новые права, а союз двух воплотился в идее нерасторжимости христианского брака: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей. Будут два в плоть едину. Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Быт. 2: 24).
Отец Андрей рассказал и об истоках христианского брака: « Начинается история христианской семьи, наверное, с посещения Господом нашим Иисусом Христом празднества первого христианского брака, который заключался в месте Кана Галилейская. Вот туда пришел Иисус Христос со своими учениками на брачный пир. Там было совершено первое чудо: когда не хватило напитков, Иисус Христос превратил воду в прекрасное вино. Для чего было совершено это чудо? Христос совершает чудо для радости людей, для того, чтобы брак состоялся и все его хорошо и радостно отпраздновали. Христианское учение о браке неразрывно связано с идеей христианства в целом. Образец любви Христа и основанной им Церкви, как любовь мужа и жены: любовь мужа до самопожертвования, любовь жены, которая даже в малом боится оскорбить или обидеть своего мужа».
Зашла речь и о современных типах брака в обществе. Так называемый «гражданский брак» Церковью не признается и расценивается как блудное сожительство. К таинству Венчания допускаются лишь те, кто зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Эта часть беседы вызвала наибольший интерес – из зала посыпались вопросы. Почему не венчают без штампа в паспорте? В чем смысл таинства Венчания и многие другие темы интересовали сотрудников таможни.
Не оставила равнодушной и тема расторжения церковного брака. Оказывается, есть ряд причин, по которым допускается так называемое развенчание состоящих в браке. Но они довольно веские и противоречат самой идее христианского брака. Среди них: прелюбодеяние, противоестественные пороки, длительное безвестное отсутствие, посягательство на жизнь или здоровье супруги и детей, сводничество и некоторые другие. Сегодня допускается вступление во второй и в исключительных случаях в третий церковный брак. Беседа о христианском браке затронула за живое – некоторые подходили к батюшке после встречи и задавали личные вопросы, спрашивали совета.
Анна Бенли поделилась впечатлениями: «Мне очень интересен этот разговор. Он, что называется, «попал в тему». Узнала для себя много нового, например как относится Церковь к «гражданскому» браку, что это нехорошо».
Марина Мирошина ходит на духовные беседы регулярно: «Я задала отцу Андрею вопросы, которые меня интересовали. Рассказ о христианском браке мне очень понравился – тема животрепещущая. В последнее время эти вопросы остро стоят перед людьми, мы же в вопросах брака и семьи не очень просвещенные, хотелось бы знать больше. Это касается и многих христианских обычаев. Часто, приходя в Церковь, мы делаем вещи, которые должны делать, не понимая их истинного значения. В этом плане беседы с отцом Андреем просто бесценны».
Отрадно, что все больше людей стремиться к знаниям о христианской культуре, воцерковляется. И хорошо, что беседы с ищущими знаний в этой области, основаны на темах близких и понятных каждому.
Елена Валеева