По завершении Божественной литургии в Успенском храме Свято-Успенского мужского монастыря Новомосковска и литии на могиле первого его игумена, строителя и благоустроителя архимандрита Лавра (Тимохина), в Центральной городской библиотеке города состоялся съезд монашества двух епархий в составе Тульской митрополии.
Темой первой встречи в формате межъепархиальной коллегии стала «История монашества Тульской митрополии в современных условиях».
В приветственном слове председатель коллегии игумен Агафангел (Болдин), благочинный монастырей Тульской епархии, поблагодарил монахов и монахинь, представляющих монастыри Тульской митрополии за радость встречи, позволяющей обсудить наболевшие вопросы и обозреть современный уклад монастырской жизни.
Обсудив Синодальные нормативно-правовые акты, определяющие суть монашеского служения Господу, Матери-Церкви и людям, участники форума, по предложению председателя межъепархиальной коллегии по монашеству игумена Агафангела, заслушали доклады о монастырях Тульской и Белевской епархий, истории их становления и хранящихся в них святынях.
Игумен Арсений (Девятериков), благочинный монастырей Белевской епархии, рассказал об историческом и краеведческом аспектах монастырей Белевской епархии, архитектурной изюминкой которых является Свято-Преображенский мужской монастырь, где он служит настоятелем: «Все монастыри Тульской митрополии объединены общей историей гонений и поругания. Мы знаем, что в монастырских храмах при советской власти хранили зерно и удобрения или устраивали в них ремонтные мастерские. Наша обитель чудом полностью сохранила архитектурный ансамбль и в настоящее время мы прилагаем все возможные усилия, для возвращения монастырским зданиям первоначального вида».
Насельник Щегловского монастыря Тулы игумен Алексий (Эйрих), рассказывая о Тульской епархии, напомнил, что до революции в ее составе было 11 монастырей: «Во времена гонений на Церковь все было разрушено. Возрождение монашеской жизни в регионе началось с 90-х годов восстановлением Щегловской Богородичной обители, единственной в России посвященной образу Божией Матери именуемому “Млекопитательница”. Первая литургия в первом возрожденном монастыре Тулы состоялась 21 июля 1991 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери».
Также отец Алексий отметил историческую и духовную ценность Свято-Никольского монастыря: «Многие источники утверждают, что Венев-монастырь – является одним из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле Тульской просиявших».
Игумен Иринарх (Боровков), насельник Свято-Успенского мужского монастыря Новомосковска озвучил доклад ученого-архивиста Виталия Костыгова, советника Института Русского Афона. Исследоване было посвящено жизни и служению архимандрита Герасима (в миру – Михаила Александровича Шмальца), родившегося в Алексине 9 ноября 1888 года в глубоко верующей и благочестивой семье, и в возрасте 27 лет уехавшего с миссионерской миссией в Америку.
В завершении работы межъепархиальной монашеской коллегии ее председатель игумен Агафангел (Болдин) поблагодарил участников встречи за соборную молитву на Божественной литургии и дальнейшую плодотворную работу: «Когда мы определяли тему встречи, Синодальным отделом по монастырям и монашеству нам было предложено обсудить вопросы постного питания. Посовещавшись со священноначалием Тульской и Белевской епархий в составе Тульской митрополии, мы решили посвятить этому вторую встречу, а ныне, обсудив документы и административно-правовые нормативы, регулирующие монастырскую жизнь, поговорить об объединяющем нас историко-краеведческом аспекте монашеского служения».
Затем отец Агафангел обратил внимание собравшихся на необходимость базовой подготовки монашествующих: «Образовательный ценз растет с каждым годом. Реалии сегодняшнего дня – это получение базовой подготовки в области богословия. Требование является обязательным для готовящихся к постригу и не имеющих духовного образования».
Программа реализуется в Русской Православной Церкви с 2018 года, а в 2019 деятельность специализированной синодальной Комиссии направлена на открытие курсов базовой подготовки в области богословия.
«Данная Программа позволит монашествующим не просто обрести комфортное состояние для души, – отметил игумен Агафангел. – Это позволит более полноценно реализовывать главную цель, ради которой мы пришли в монастырь – иметь больше возможностей общаться с Богом».
Алексей Анкин, фото Максима Курчакова