Молодежно-творческая группа «Добро в ладонях» при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» села Левинка продолжает работу над краеведческим проектом «Наследие. Храмы малой родины». Сегодня речь пойдет о Свято-Никольском храме села Малевка Богородицкого района.
Оператор Александр Кочетов и ведущая Анастасия Андронова представили свою работу: «Мы рассказываем о храмах Богородицкой земли: действующих, восстанавливающихся, разрушенных и даже совершенно уничтоженных. Мы хотим знать духовную историю своего края. Знать и рассказать о ней.
Сегодня наш путь лежит в село Малевка Богородицкого района Тульской области. В настоящее время это небольшое тихое село, расположенное на одноименной речке Малевка с населением согласно переписи 2010 года 343 человека».
Когда-то давно село Малевка (Воскресенское) входило в число самых крупных сел Тульской губернии: по числу населения превышая город Богородицк почти в два раза. В селе проживало более семи тысяч человек. А вместе с деревнями Левино и Маховое, входящими в состав прихода Свято-Никольского храма села Малевка, насчитывалось более девяти тысяч прихожан. Вот в Никольский храм мы и направляемся.
История малевского прихода, как и самого села, началась во второй половине 1660-х годов. Из второго названия села – «Воскресенское» – становится понятно, что, первый построенный там простой деревянный храм освятили во славу Воскресения Христова. Его название перешло и в наименование села. Однако со временем за селом закрепилось название соименное местной речки Малевка, которая названа так ввиду своей маловодности и небольшой протяженности. Воскресенское осталось вторым названием. В это время в Малёвке насчитывалось 302 двора и 106 дворов в окрестных деревнях, их было семь. Численность прихожан была такова, что храм за один раз не мог вместить всех молящихся, поэтому служба проходила по слободам.
К наступлению XIX века сельский храм состарился, износился и потребовал замены.
Русский историк Церкви, богослов, публицист и краевед Павел Иванович Малицкий в своем труде «Приходы и церкви Тульской епархии» пишет: «Существующий в Малевке храм во имя Чудотворца Николая, каменный, построен, вместо бывшего деревянного, в 1803 -1808 годах на средства прихожан. В 1836 году на средства же прихожан в трапезной части храма по правую сторону устроен придел во имя мучеников Фрола и Лавра. В 1849 году иконостас главного алтаря был заменен новым».
За время существования прихода его территория не раз менялась. Так, в первой половине XVIII века из малевских крестьян были образованы поселения Волово, Турдей и Непрядва. Поначалу они относились к малевскому храму, но со временем от него отделились.
В начале ХХ века в малевском приходе оставалось лишь три населенных пункта: само село, деревня Моховое и сельцо Левинка. Несмотря на потери, он продолжал быть одним из крупнейших не только в уезде, но и в губернии, в первую очередь благодаря огромным размерам Малевки.
В 1916 году общее количество населения прихода составляло 9467 человек, из которых 7144 являлось обитателями этого села. Причт храма состоял из трех священников, диакона и трех псаломщиков.
Храм в селе существовал до 1929-1930 годов. В те годы его закрыли и люди растащили все церковное имущество. Чтобы спасти иконы, старые женщины уносили их домой и никому никогда об этом не говорили. К сожалению, сейчас этих икон в селе не обнаружено.
Было несколько попыток разобрать храм, но крепкая кладка выдержала. После неудачных попыток уничтожения было принято решение сделать в здании пекарню. Затем в разное время в храме располагались то инкубатор, то магазин, то склад. Но ничего там долго и с пользой не задерживалось. Начиная с 1980-х годов храм стоял заброшенным, разрушаясь от времени.
Только в 2000 году жители активно стали заниматься восстановлением. Первая служба состоялась в 2001 году в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Настоятелем был назначен клирик Свято-Успенского храма города Богородицка священник Игорь Мосолов.
С началом регулярных богослужений храм ожил. Продолжились строительные работы, были вставлены рамы, застеклены окна, устроены железные двери и настелен пол. К Пасхе в 2003 году сделали красивые Царские врата, оштукатурили стены, покрыли крышу и поставили на купол крест.
После перехода отца Игоря в другую епархию, за короткое время сменилось несколько настоятелей, пока с сентября 2008 года настоятельство не принял иерей Виктор Денежников. При нём восстановительные работы серьезно продвинулись. Облик храма менялся на глазах. Был устроен четырехъярусный иконостас, отдельный клирос для певчих на балконе, заменен купол храма с крестом.
Двенадцать лет отец Виктор возглавлял приход, пока в октябре 2020 года не скончался от тяжелой болезни, вызванной осложнением короновирусной инфекции.
В декабре 2021 года в храме случился пожар: огнем было уничтожено все внутреннее убранство, в том числе четырехъярусный иконостас. Уцелел только алтарь. В восстановлении храма, по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, участвовала вся полнота Тульской епархии.
О тех событиях рассказал настоятель храма протоиерей Алексий Косоротов: «В декабре 2021 года в нашем храме произошел пожар. Это былоочень сильным потрясением. Но мы не унывали, а надеялись, что с Божьей помощью мы сможем восстановить храм. Пострадало внутреннее убранство, пострадал алтарь. Но с Божьей помощью буквально за год храм был восстановлен. Мы благодарим в первую очередь нашего Владыку, митрополита Алексия, за его благословение на сбор средств приходами Тульской епархии. Трудами мастеров Новомосковкого мужского монастыря был сооружен новый иконостас. Благодарим всех неравнодушных людей, которые внесли посильную лепту в дело восстановления нашего храма. Теперь мы имеем большую радость, что можем совершать богослужения в обновленном Свято-Никольском храме».
Завершая повествование ведущая Анастасия подчеркнула: «Мы покидаем Свято-Никольский храм и село Малевку и надеемся, что в скором времени с помощью Божией и трудами верующих людей храм засияет полной красотой своего исконного благолепия, являя собой небо на земле».
Собственная информация храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»