В Николо-Зарецком храме г. Тула состоялась беседа, посвященная предстоящим XXVII Международным Рождественским образовательным чтениям «Молодежь: свобода и ответственность».
Открывая встречу, клирик Николо-Зарецкого храма иерей Алексий Матвеев подчеркнул, что необходимо разобраться в том, что есть свобода в сознании христианина: «Дети, как правило, воспринимают свободу, как освобождение от произвола взрослых, подростки – как бунт против устоев, молодежь старается выстроить собственные модели свобод, часто отличные от существующих.
Интересно, что с опытом приходит осознание эфемерности свободы. Многие задаются вопросом «А что такое свобода? Почему человек делает так, а не иначе?». При этом, как только задается вопрос «Почему?», человек уже исключает свободу. Метафизическая свобода – это способность начинать ряд действий не по причине внешних, сторонних воздействий, а именно потому, что так хочет конкретный индивид. Важно, чтобы «хочу» было в рамках полезного, но это уже другой вопрос.
Во время одной беседы врач-психотерапевт Виталий Богатырев сказал, что не существует человека независимого, каждый от чего-то или кого-то зависит, но именно человек выбирает зависимости. Получается, что навязчивая потребность быть свободным – тоже зависимость. Как же выбрать зависимости и по каким критериям? Апостол Павел говорил, что освободившись от греха, мы стали рабами праведности. В 7 главе Послания к Римлянам, Апостол Павел пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»?
Почему вопрос свободы так остро стоит в отношении молодежи? Потому что чем младше человек, тем меньше у него критериев для осуществления свободного выбора. Следует вывод – если отсутствуют собственные аргументированные критерии выбора, то нужно искать их вовне, проявлять послушание.
На мой взгляд, зрелое поколение должно научить молодежь тому, что свобода – это не вседозволенность, а сложный лабиринт выбора. Свобода может стать причиной привязанности и/или зависимости. В идеале, высшая степень зависимости для христианина – это зависимость от Бога. При этом истинная свобода – это неспособность выбора зла».
Прихожанка Николо-Зарецкого храма г. Тула Ольга Федотова отметила, что вопрос, связанный со свободой, всегда будет оставаться актуальным: «Необходимо признать, что все мы, люди старшего возраста и молодые, рано или поздно касаемся вопроса, связанного со свободой. Я думаю, что с течением времени наши взгляды корректируются и достигают определенной полноты».
Ирина Хабарова выразила уверенность том, что обязательно обсудит со своей дочерью тему Рождественских чтений: «Моей дочери 22 года, она заканчивает Всероссийский государственный университет юстиции, так что с ней сложно разговаривать на тему свободы выбора, но я пытаюсь донести до нее христианскую точку зрения на этот вопрос. В том числе хочу поблагодарить батюшку Алексия, который разъясняет мне многие моменты, подсказывает, направляет».
Александра Рыскова рада, что стала участницей интересной беседы: «Смысл нашей сегодняшней беседы я могу охарактеризовать следующими словами Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»».
Олеся Феофилова
фото автора