В средней школе №6 города Новомосковска состоялась заключительная секция XX Муниципальных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Тема заключительной секции – «Культурный опыт детства как основа духовно-нравственного мира юного человека». Детство – это не просто период жизни, это время формирования личности, закладки фундамента для всего будущего. И ключевую роль в этом процессе играет культурный опыт, который ребенок получает в школьные годы. Именно он становится основой для формирования духовно-нравственного мира юного человека, определяя его ценности, убеждения и отношение к окружающему миру.
Немаловажную роль в получении опыта имеет духовный аспект. Об этом, открывая секцию чтений, упомянул благочинный по Новомосковскому округу протоиерей Владимир Лысиков: «Несмотря на то, что речь пойдет о серьезных вещах, пусть в нашей работе присутствует благодатное настроение. Ничто так не вдохновляет общие труды как сознание благих перемен».
Отец Владимир привел в пример доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Рождественских чтениях 2012 года, в котором как раз говорится о переменах, которые, спустя годы, воплотились в жизнь.
Марина Гарипова, заместитель директора школы по воспитательной работе, – ведущая чтений – отметила, что Рождественские чтения – это мероприятие, на которое собираются, чтобы обсудить важные вопросы, касающиеся подрастающего поколения, поговорить о том, что важно сегодня: «Тема Рождественских чтений очень актуальна. Совместными усилиями педагогов, священнослужителей, представителей образования, культуры, общественности, родителей можно решить эту важную задачу, упомянутую в названии секции Рождественских чтений, и стоящую перед нашим обществом».
Доклад Марины Шариковой был посвящен теме духовно-нравственного потенциала воспитательного пространства школы в организации способностей детей к культурному творчеству.
Так что же включает в себя культурное творчество? Это, прежде всего, знакомство с традициями и обычаями своей семьи, народа и страны. Семейные праздники, рассказы о предках, народные сказки и песни – все это формирует у ребенка чувство принадлежности, уважения к истории и культуре. Школа также играет важную роль в формировании культурного опыта. Учителя знакомят детей с основами наук, литературы, искусства, истории, прививают им любовь к знаниям. Школа учит детей жить в коллективе, уважать друг друга, соблюдать правила.
«Задача – воспитание сознательной личности, воспитание гражданина-патриота, который просто любит свою страну», – подытожила Марина Гарипова.
Юлия Королькова, директор школы, кандидат политических наук, Отличник Просвещения РФ говорила о роли школы в выстраивании культуросообразной среды детства: «Мысли о создании культуросообразной школы, главной задачей которой является воспитание человека культуры, восходит еще к эпохе Просвещения. Сейчас она востребована, как никогда».
Школа должна стать не просто местом, где дети получают знания. Это целый мир, который формирует их взгляды, ценности и, в конечном итоге, их будущее. И одним из самых важных аспектов этого мира является культуросообразная среда детства. Это значит, школа должна стать не просто хранилищем информации, а живым организмом, где культура – во всем ее многообразии – пронизывает каждый уголок, каждое взаимодействие, каждое событие. Юлия Михайловна рассказала о собственном опыте создания культуросообразной среды в своей школе.
Затем работа Рождественских образовательных продолжилась на маршрутах педагогического поиска. Первый – комната боевой славы. Это настоящий музей, в экспозиции которого собраны как артефакты времен Великой Отечественной войны, найденные поисковым отрядом во время раскопок в 2019 году, так и предметы современные. Один из самых ценных – Орден Мужества, который принес в музей отец бойца, погибшего на СВО.
Руководитель Андрей Константинов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, представил участникам чтений экспозицию музея, а его ученики рассказали о самых интересных ее предметах.
Второй маршрут – комната духовной культуры, где Надежда Просветова, учитель математики, Почетный работник общего образования РФ, рассказала о творческой деятельности на уроке как инструменте освоения ребенком духовной культуры большой и малой Родины.
И, наконец, маршрут третий – комната традиционной народной культуры. Елена Константинова, учитель начальных классов, представила доклад об этнографической коллекции как элементе воспитания культуросообразного поведения. Об использовании цифровых технологий музейных пространств в формировании позиции ребенка как активного создателя культурного опыта говорил педагог-организатор, активист Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Дмитрий Анашкин.
Когда школа становится местом, которое не просто учит детей, а воспитывает их как личностей, как граждан, как творцов, она дает им инструменты для понимания мира, для самовыражения, для построения своего собственного, уникального пути. Главная роль школы – в выстраивании культуросообразной среды детства. Это инвестиция в будущее, в котором каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.
Завершающим этапом работы Рождественских образовательных чтений стало вручение благочинным по Новомосковскому округу протоиереем Владимиром Лысиковым сертификатов об участии в чтениях всем, кто принял в подготовке и проведении активное участие.
Антонина Макова, фото Инны Пименовой